Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:41, реферат
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования
является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают
совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению
государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются:
сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов
экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение
инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на
изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую
фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование
правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют
активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как
прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение
государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым –
изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы
налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Изменение государственных расходов.
Дискреционная
фискальная политика
Одним из основных инструментов
макроэкономического
является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают
совокупность
мер, предпринимаемых
государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются:
сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов
экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение
инфляции.
Фискальная политика в
изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую
фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование
правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют
активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как
прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение
государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым –
изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы
налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Изменение государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций,
так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост
государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на
товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту
государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной
склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет
к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.
Следовательно,
изменение государственных
же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных
инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов можно
определить по
формуле:
Мg = 1 / (1 – MPC).
Чтобы определить изменение реального национального продукта
(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо
умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов dG.
В периоды подъема
велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение
государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов
C+I+G вниз и
приводит к
продукта, доходов.
Так же, как изменения государственных
доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются
элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на
спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это
объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его
доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к
потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же
величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных
выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении
налогов.
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не
должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок
снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема
производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило,
сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая
сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает
экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального
производства.
Инструментом дискреционной
налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта
введение аккордного (паушального) налога. Это налог в строго заданной
сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска.
Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние
достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (Приложение 1, рисунок 2.)
Государство вводит аккордный налог с населения, равный 16 млрд.
рублей. Свои доходы население использует на потребление и сбережение,
соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к
потреблению МРС. Примем ее равной ѕ. С учетом МРС введение налога в 16
млрд. рублей, вызовет уменьшение потребления на 12 млрд. рублей, что
приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С1 +
I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов и спроса
будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит
новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме выпуска Q2. Как видно из
рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между
прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е. больше 12 млрд. рублей, что свидетельствует о
наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных
расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на
одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а
изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением
совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет
равен:
Мn =МРС * Мg или
Мn = МРС / (1 – МРС ).
По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных
выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального
продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их
возрастанию.
На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как
правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим,
как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы
и национальный продукт.
Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая
система будет находиться в равновесии - точка Е1 (Приложение 2, рисунок 3.)
Равновесный объем выпуска Q1.
Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный
налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то
после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так: Y – tY =
(1 – t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит,
что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС *
1, а теперь: (1-t)MPC,
т.е. новая предельная
приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в
положение C’ + I+ G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет
к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. С учетом нового
значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор
можно рассчитать
по формуле:
Мn’ = 1 / (1 – MPC’)
= 1/ (1-t)MPC).
Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск
продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить
первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате
введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога
уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия
располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на
МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую
величину:
dY = - Mn’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.
Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае,
когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как
расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет
случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на
одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не
изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что
первоначально равновесие достигалось в точке Е1. ( Приложение 2, рисунок
4.)
Предположим, государство
млн. рублей, что привело к росту совокупных расходов тоже на 20 млн. рублей
и к сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия
переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2.
Рассчитать его
прирост можно следующим
Q2-Q1 = Mg * 20 млн.р.
= (1/ (1- ѕ)) 20 млн.р. = 80 млн.р.
Введение аккордного налога
C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн.
рублей, так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов.
Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с
Q2 до Q3. Объем
производства в результате
Q2-Q3 = Mn * 20
млн.р. = ((3/4) / (1-3/4)) 20 млн.р. = 60 млн.р.
Следовательно, в результате роста государственных закупок
национальный продукт увеличился на 80 млн. рублей, а введение налога
сократило его на 60 млн. рублей. Таким образом, одновременное увеличение