Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте

Автор: L*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение методов и стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1. Сущность понятия конфликт………………………………………………….6
1.2. Структура конфликта. Конфликтная ситуация……………………………...11
1.3. Характеристика стратегий поведения в конфликте………………………...15
Глава II. Диагностика типов поведения участников конфликтной ситуации на примере студенческой группы
2.1. Исследование стратегий поведения в студенческой группе………………..22
2.2. Анализ тактик поведения в конфликте………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая по конфликтологии-ready.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Универсальной реакцией каждого человека на возникающие  противоречия, конфликты, дезинтеграцию  является стремление преодолеть эту  дисгармонию. Установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе двухмерной модели стратегий поведений личности (избегание (уход), приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработанной К. Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.

     В результате исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитывая стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том, что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к конфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результате исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам, чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на конфликтные ситуации.

     Таким образом, в результате исследования была достигнута цель работы: теоретическое  и экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации. Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте, проведена диагностика стратегий и моделей поведения личности в конфликте. Была доказана гипотеза исследования, заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1.    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб.,2006
  2.    Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008
  3. Громова О. Н. Конфликтология.— М.: Экмос. 2000
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998
  5.   К. Хорни Невроз и Личностный рост. - К.: PSYLIB, 2006
  6.    Козер Л. Основы конфликтологии. СПб.,1999
  7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
  8.    Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика. 2000.
  9.    Машков В.Н., Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента, СПб, «Речь», 2005 г
  10.    Семенов В.А. Конфликтология: история, теория, методология. СПб., СЗАГС, 2008
  11. Шеллинг Т. К. Стратегия конфликтов — М.: ИРИСЭН, 2007.
  12. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005
  13. Ворожейкин И.Е.,  Кибанов А.Я., Захаров Д.К.  Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА
  14. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальные конфликты в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания, 1999
  15. Светлов В. А. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  № 1

Каков ваш стиль поведения  в конфликтной  ситуации (К.Томас)

Выберите  те варианты утверждений, которые соответствуют  вашим взглядам на конфликтную ситуацию.

    • а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    • 6) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.
    • а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    • 6) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
    • а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиваться своего.
    • 6) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
    • а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    • б) Я стараюсь не видеть чувств другого человека.
    • а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
    • б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
    • а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя.
    • б) Я стараюсь добиться своего.
    • а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    • б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться уступок другого.
    • а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
    • б) Я прежде всего стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    • а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
    • б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
    • а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
    • б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
    • а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    • б) Я стараюсь успокоить другого, главное — сохранить наши отношения.
    • а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    • б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
 
 
    • а) Я предлагаю  среднюю позицию.
    • б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
    • а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    • б) Я пытаюсь показать другому логику моей позиции и преимущество моих взглядов.
    • а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
    • б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
    • а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    • б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
    • а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
    • б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
    • а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    • б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.
    • а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    • б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
    • а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
    • б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
    • а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому.
    • б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
    • а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
    • б) Я отстаиваю свою позицию.
    • а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    • б) Иногда предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    • а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
    • б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
    • а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
    • б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.
    • а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
    • б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
    • а) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
    • б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
    • а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
    • б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого.
    • а) Я предлагаю среднюю позицию.
    • б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
    • а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    • б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
 
№ 
п/п
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       а б
2   б а    
3 а       б
4     а   б
5   а   б  
6 б   а    
7     б а  
8 а б      
9 б     а  
10 а   б    
11   а   б  
12     б а  
13 б   а    
14 б а      
15       б а
16 б     а  
17 а     б  
18     б   а
19   а   б  
20   а б    
21   б   а  
22 б   а    
23   а   б  
24     б   а
25 а       б
26   б а    
27       а б
28 а б      
29     а б  
30   б     а
 

     При обработке подсчитывается количество ответов, приходящихся на каждую из колонок (один ответ дает 1 балл). Допустим, мы получили результаты: соперничество – 3; сотрудничество – 5; компромисс – 12; избегание – 6; приспособление – 4.

     Такая картина позволяет сделать вывод: человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно  стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.

     Пассивное приспособление к конфликтной ситуации, стремление к сотрудничеству любой  ценой ему не присущи. Анализ ответов  позволит оценить степень адаптации  каждого члена коллектива к совместной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает  в конфликте – Да, Нет

2. Считает, что  конфликта надо избегать – Да, Нет

3. Выражает свое  мнение извиняющимся тоном – Да, Нет

4. Считает, что  проиграет, если выразит несогласие – Да, Нет

5. Удивляется, почему  другие его не понимают – Да, Нет

6. Говорит о  конфликте на стороне оппонента  – Да, Нет

7. Воспринимает  конфликт весьма эмоционально  – Да, Нет

8. Считает, что  в конфликте не следует   демонстрировать своих эмоций – Да, Нет

9. Чувствует,  что надо уступить, если хочешь  разрешить конфликт – Да, Нет

10. Считает, что  люди всегда с трудом выходят  из конфликта – Да, Нет

     Оценка  результатов

     8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7. баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла — тенденция не выражена.

     «Действующий  напролом»

1. Часто подтасовывает факты – Да, Нет                                                        

2. Действует  напролом – Да, Нет                                                                   

3. Ищет слабое  место в позиции оппонента – Да, Нет     

Информация о работе Диагностика cтратегий поведения личности в конфликте