Денежные реформы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

На Россию в ХХ веке пришлось много испытаний, которые сильно влияли на политический и экономический курс страны. Две мировые войны, внутренние неурядицы не позволяли создать устойчивую и здоровую экономическую систему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась, восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который мы наблюдаем. Цель этого реферата – проследить те экономические или денежные реформы, проводимые в России в ХХ веке.

Работа содержит 1 файл

Кред.р-к.Денежные реформы России..doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    В 1991-1993 годах в связи с политическими  и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

1.       тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России;

2.       тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства;

3.       тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах.

    После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

    После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

    Антиинфляционная  политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в  рамках «валютного коридора». Важным шагом  в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти.  ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.

    Финансовый  кризис в Юго-Восточной Азии и  падение мировых цен на нефть  привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.

 Самый неблагоприятный ход реформ –  в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

    Кризис 1998 г. подвел черту под начальным  периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можно отнести следующее:

    - девальвация российского рубля  почти в 3 раза после кризиса  1998 г. привела к эффекту импортозамещения;

    - важнейшим фактором экономического  роста в указанные годы стал  рост совокупного спроса;

    - благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура позволили увеличить  доходную часть госбюджета.

    Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая  система России характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.

    Особо важную роль в обеспечении сбалансированного  роста играет промышленная политика. Ее целью является структурная перестройка экономики, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту. Для этого прежде всего необходимо восстановить банковскую систему. Промышленную политику надо сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием валютных и других рычагов.

4. Современный денежные реформы России. Кризис денежной наличности.

 

      С переходом к рыночной экономике  в основу экономической программы  правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство  России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции- во всех республиках бывшего Союза.

      Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

      В феврале 1993 г. в обращение стали  поступать денежные билеты Банка  России образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г. Однако рост цен в 1992-1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд. рублей, на конец 1993 г. - 13 304,3 млрд. рублей, в 1994 г. - 36 504,3 млрд. рублей, на 1 января 1998 г. - 137 трлн. Рублей [20; 334].

 Замедление  спада в экономике в 1996-1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1. Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года.

      Однако  в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового  кризиса, отлива из страны спекулятивных  иностранных капиталов, падения  курсов ценных бумаг на фондовой бирже  и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12-13 млрд. рублей. 
      Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

      Денежные  реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

 

4.       Проблемы и перспективы развития денежной системы. Какую позицию должна занимать Россия.

 

На  современном этапе острейшей  проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее  значение, в силу того, что эта  задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.

      Введение  в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще  одним доказательством возможной  реформации существующей денежной системы.

      Ориентировка  на экономическую политику США, основанную на непрерывной эмиссии мировой  резервной валюты, процентной экономике, на неадекватном росте финансового рынка - этот путь чреват крахом доллара как мировой резервной валюты, как меры стоимости и средства накопления, а следовательно и мировой экономической системы. Построенная на долларе экономика имеет системные, быстро развивающиеся противоречия, конструктивного пути решения которых никто не предложил.

      В настоящее время у руководства  России основная задача избежать развития кризиса по самому тяжелому сценарию, который возможен в силу длительной недофинансирования экономики, практически приведшей к уничтожению прикладной науки, образования и целых отраслей промышленности. Однако у России есть шанс использовать кризис для превращения России в самостоятельный финансовый центр, инициировав новую систему мировых валютно-финансовых отношений. Для этого необходимо:

      1. Блокировать процентный механизм перекачки ресурсов, используемый мировой финансовой системой.

      2. Выйти из долларовой пирамиды, ослабить зависимость отечественной банковской системы от финансовой системы США для чего ввести эмиссию рублей с привязкой не к международным резервам или к покупке иностранной валюты, а к спросу отечественной экономики.

      3. Избавиться от основной массы международных ценных бумаг виртуального рынка, используемых как средство размещения государственных международных резервов.

      4. Заместить систему кредитования отечественной экономики Западом на доступные рублёвые кредиты отечественных банков.

      5. Перевести расчёты за экспорт стратегических товаров на рубли. Сделать рубль резервной валютой и выделить кредитные линии государствам СНГ на формирование рублёвых валютных резервов. Дополнить существующие экономические союзы (Шанхайская организация сотрудничества и т. д.) элементами платёжного союза.

      6. Основной формой поддержки отечественной промышленности в условиях кризиса должен стать госзаказ.

      7. Ввести контроль использования предоставленных для ликвидаций последствий финансового кризиса государственных ресурсов, ограничив возможности банков по покупке на них валюты и вывозу её за рубеж. Прекратить практику предоставления государственных ресурсов банкам и фирмам без обеспечения, поскольку в этом случае основным критерием для получения денег является административный ресурс и величина «отката».

      В результате этих действий мы не только ушли бы от потерь, обусловленных глобальным финансовым кризисом, но и выиграли бы от него стратегически.

      Экономический блок Правительства России наконец  начал декларировать некоторые  из перечисленных здесь мер. Однако, занятый новым переделом собственности  и спасением конкретных бизнесменов, сильно опоздал в выполнении принципиальных преобразований экономики и продолжает опаздывать из-за непонимания сущности кризиса, из опасения затронуть интересы Запада и собственной бюрократии.

      Мировая экономика, декларирующая в качестве цели максимальную прибыль и максимальное потребление, построена на избыточной эмиссии ничем необеспеченного доллара, на процентных схемах, финансовых пирамидах и пузырях, на виртуальном финансовом рынке. Мировая экономика имеет принципиальные системные противоречия, которые непрерывно нарастают и не могут быть сняты в рамках существующей системы ценностей - можно только временно отложить момент окончательного краха долларовой экономики и идеологии общества потребления.

      Созданный экономический механизм позволил организаторам сделать население всех стран мира, включая Россию и Запад, её должниками. Например, суммарные долги государственного и частного сектора США растут со скоростью порядка $1 трлн. в год и в настоящее время почти в 2 раза превышают мировой ВВП, а средний долг каждого гражданина США приближается к $0,5 млн. Обслуживание такого долга можно осуществить только за счет получения новых кредитов, обслуживание которых возможно только при дальнейшем росте суммы долга.

      Однако  организаторы экономической системы не хотят отказаться от её основных положений, дающих им громадные конкурентные преимущества.

      В систему заложен механизм самоуничтожения, который сначала разрушит среду, в которой она функционирует, т. е. национальные экономики, а далее приведёт к саморазрушению самой системы с глобальными экономическими, социальными и политическими последствиями.

      Цены  в России могут «округлить», чтобы полностью вывести из оборота копейки, заявил глава Гознака Андрей Трачук в интервью «Известиям». Рассказал он и о других денежных нововведениях. Так, уже началось массовое замещение десятирублевых купюр на монеты, которые вытеснят купюры. Сами монеты тоже изменятся - их будут делать из новых недорогих сплавов. А банкноты в нескольких регионах России стали выпускать на специальной бактерицидной бумаге - чтобы заразу не разносили.

Информация о работе Денежные реформы России