Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 17:35, курсовая работа
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. Временно свободные денежные средства должны аккумулироваться и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Во главе банковской системы стоит Центральный Банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений. Изначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время к этой функции постепенно добавились еще две: контроль за денежным обращением в стране и контроль за деятельностью коммерческих банков.
Введение
Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
Понятие денежно-кредитной политики
Задачи и цели денежно-кредитной политики
Инструменты денежно-кредитной политики
Особенности и типы денежно-кредитной политики
Основные направления и показатели денежно-кредитная политика
Национального банка Республики Беларусь в 2009 г.
Монетарная политика, процентная политика, денежно-кредитные
показатели
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на
2010 г.
Заключение
Список литературы
Аннотированный список
Во-вторых, следует учитывать,
что, несмотря на то, что основу производственного
комплекса экономики республики
составляют высококонцентрированные
предприятия, относящиеся к сложным,
довольно наукоемким отраслям обрабатывающей
промышленности (машиностроение, металлообработка,
химия и нефтехимия и др.), в
целом технологическая
Третья установка –
общего характера, которая, тем не менее,
непосредственно определяет возможные
параметры, направления денежно-кредитной
политики, результаты реализации ее мероприятий
и заключается в том, что экономика
Беларуси в целом отвечает критериям
«малой открытой экономики». Малая
открытая экономика тесно связана
с внешним миром, но сама не в состоянии
оказать ощутимого влияния на
конъюнктуру мирового финансового
рынка. При этом она характеризуется
определенными
r’ - внутренняя ставка процента
r – мировая ставка процента
d – темп девальвации национальной валюты
Рисунок 1 – Множество возможных состояний малой открытой экономики: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r′ = r, курс национальной валюты стабилен), линия б – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r′ > r, валютный курс растет; справа - r′ < r, валютный курс снижается).
Важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.
Различают два основных типа
денежно-кредитной политики, каждый
из которых характеризуется
В условиях инфляции проводится
политика «дорогих денег». Она направлена
на ужесточение условий и
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег». Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Регулирование количества денег в обороте является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику и политику валютного курса, то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
2 Денежно-кредитная политика РБ НБ в 2009 г.
2.1. Курсовая политика, монетарная политика, процентная политика, денежно-кредитные показатели.
В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.
Процентная политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составила 12 – 13,5 процента годовых.
Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.
В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности
платежного процесса Национальный банк
оказывал значительную ресурсную поддержку
банкам. Среднедневной остаток
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.
Денежно-кредитные показатели. В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.
Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей). В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей.
На 1 ноября 2009 г. международные
резервные активы Республики Беларусь
в национальном определении составили
4,74 млрд. долларов США и выросли
с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов
США, в определении Специального
стандарта распространения
На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного
фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Основные направления
денежно-кредитной политики
Беларусь на 2010 год разработаны
с учетом указов Президента Республики
Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении
Программы социально-
В 2010 году продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Денежно-кредитная политика в 2010 году содействована на сохранение финансовой стабильности, снижение внешних дисбалансов, обеспечение устойчивости экономического роста и занятости населения. Реализация в 2010 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.
В своей работе я дал определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.
В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Таким
образом, денежно-кредитная политика
Республики Беларусь осуществляется в
общем контексте социально-