Денежно-кредитная политика центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:40, реферат

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования
Глава 2. Операции на открытом рынке
Глава 3. Изменение учетной ставки
Глава 4. Пересмотр резервных требований
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная торговля
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика реферат.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США - федеральных фондов) . Он в полной мере стремится играть роль "кредитора в последней инстанции".

Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод) , либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод) , а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод) .

При проведении государственной учетной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок) , но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям) , установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода.

Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

Одними из методов денежно-кредитной политики являются также определение квот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. В дальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным банком при кредитовании им коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменением учетной ставки) . При этом под учетной ставкой будем понимать "универсальный" процент, по которому Центральный банк взыскивает процентные платежи по предоставляемым им ссудам.

Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, увеличивает тем самым совокупные резервы банковской системы и тем самым мультипликативно расширяет денежную массу.

Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение. Увеличение государственными денежными властями официальной процентной ставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второго уровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в случае проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредитно-денежной политики (так называемой политики дорогих денег) .

Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регулирования?

Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством изменения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навязать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита.

Кроме того, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико.

К активизации учетных операций приводят, как правило, лишь крупномасштабные действия на открытом рынке.

Кроме непосредственного воздействия на банковские резервы, учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она является важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетарной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не приоритетами денежно-кредитного регулирования.

В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрального банка выше рыночных кредитных ставок - Центральные банки в полной мере используют свой статус "кредитора в последней инстанции". Однако Федеральная Резервная Система орган, осуществляющий денежно-кредитное регулирование в Соединенных Штатах придерживается несколько иной практики.

ФРС рассматривает предоставление помощи банкам как последнее средство их спасения от временных неудач. Поэтому американская сеть центральных банков не устанавливает штрафную ставку процента. Более того, обычно учетная ставка ниже средневзвешенного процента по федеральным фондам. Такая практика стимулирует заимствования коммерческих банков у ФРС. Однако, используя иные рычаги, ФРС не позволяет банкам злоупотреблять возможностью получения столь дешевых денег.

Ресурсы Федеральной Резервной Системы предоставляются коммерческому банку лишь после тщательной экспертизы, выявляющей истинные мотивы обращения банка в центральный финансовый орган.

Но даже в случае выдачи кредита Федеральный Резерв устанавливает специальный контроль за деятельностью банка, чтобы выявить и проанализировать причины его неудач.

Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального Резерва банковской системе не превышает в любой момент времени двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной массы США. В этой связи изменения учетной ставки оказывают крайне незначительное воздействие на динамику денежного предложения.

Поэтому Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы рассматривает этот инструмент скорее как индикатор денежно-кредитной политики, а не средство реального регулирования.

Глава 4. Пересмотр резервных требований.

Посредством манипулирования резервной нормой Центральный банк может влиять на способность банковской системы к кредитованию, то есть изменять денежное предложение. Рассмотрим результаты изменения резервных требований при помощи математических уравнений и неравенств.

Пусть I=1 - состояние банковской системы до пересмотра резервных требований, I=2 состояние банковской системы после пересмотра резервных требований, d - суммарные трансакционные депозиты, R - фактические совокупные резервы коммерческих банков, r (I) - резервная норма, ER (I) - избыточные резервы, соответствующие резервной норме r (I) , CM (I) - способность банков второго уровня к созданию денег посредством кредитно-депозитной эмиссии, ^ CM - изменение способности банковской системы к кредитованию. Тогда можно использовать эти именованные величины для анализа изменений, происходящих в банковской системе.

ER1 = R - d * r1 ER2 = R - d * r2 Величина избыточных резервов определяется тремя параметрами: фактическими резервами R, объемом чековых депозитов d и резервной нормой r. В сверхкраткосрочном периоде (сразу же после объявления Центральным банком о пересмотре резервных требований) изменить совокупные резервы и трансакционные счета практически невозможно (в силу непродолжительности временного отрезка) , поэтому избыточные резервы ER2 можно рассматривать как функцию от одной переменной r2.

При r2 < R / d коммерческие банки будут иметь возможность кредитования, что в конечном счете приведет к мультипликативному расширению денежной массы. В случае r2 = R / d банковская система перейдет в состояние равновесия, когда обязательные резервы будут полностью использованы в качестве покрытия чековых депозитов. Случай r2 > R / d самый болезненный для банков второго уровня. Им придется предпринимать чрезвычайные меры, чтобы выполнить предписания Центробанка по нормативам резервирования.

R - d * r1 R CM1= ------------ = ---- - d r1 r1 R - d * r2 R CM2 = ------------ = ---- - d r2 r2 Возможность банковской системы к кредитованию является функцией тех же самых переменных, что и избыточные резервы. Более того, они действуют в одних и тех же направлениях и в том, и в другом случае: увеличение совокупных резервов R приводит к увеличению значения функции, а увеличение резервной нормы r и объема трансакционных депозитов d - к уменьшению значения функции. Однако характер связи между r2 и CM2 отличается от зависимости между r2 и ER2. Отобразим это при помощи графика: Кстати, нуль функции ER2 R / d будет являться также и нулем функции СМ2. Действительно, CM2 = 0 R / r2 - d = 0 r2 = R / d Проанализируем теперь изменение способности банков второго уровня к созданию денег путем кредитно-депозитной эмиссии после пересмотра резервных требований Центральным банком.

R - d * r2 R - d * r1 ^ CM = CM2 - CM1 = ------------ - ----------- = r2 r1 r1 * R - d * r2 * r1 r2 * R + d * r2 * r1 = -------------------------------------------- = r1 * r2 R * (r1 - r2) R R = ----------------- = ---- - --- r1 * r2 r2 r1 Как видно из этого уравнения, уровень денежной массы в государстве во многом определяется нормой обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в качестве покрытия своих депозитов. При увеличении резервных требований денежное предложение расширяется, при уменьшении - сжимается.

Из приведенного выше анализа следует, что изменение резервной нормы является чрезвычайно важным инструментом монетарного регулирования.

Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых резервов, которые должны держать депозитные институты в качестве покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго уровня понизят избыточные резервы (когда резервная норма увеличивается незначительно) , либо им придется прибегать к чрезвычайным мерам (если резервные требования увеличиваются намного) .

Во втором случае банкам придется сокращать объем своих чековых депозитов и одновременно увеличивать резервы, то есть влиять в среднесрочном периоде на параметры d и R наших уравнений.

Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение приблизить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая возможность предусмотрена условиями договора) , а также будут продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими банками. В результате всех этих действий сократиться денежная масса в экономике.

Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к росту способности системы коммерческих банков к кредитованию, что в конечном счете приведет к увеличению денежного агрегата.

Изменение резервных требований оказывает воздействие на два очень важных параметра, рассмотренных выше в математических уравнениях. Приращение резервной нормы r оказывает непосредственное влияние на избыточные резервы ER и банковский мультипликатор BM. C увеличением r мультипликатор и избыточные резервы сокращаются, с уменьшением увеличиваются.

Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначительное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изменению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораздо более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять банковские совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый план.

Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, прибыльность банковского дела. Значительное изменение обязательных для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр резервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию банками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как следствие, глобальному экономическому кризису.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцировано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.

Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков