Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития форм стоимости и возникновения денег.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения денег;
рассмотреть развитие форм стоимости;
рассмотреть систему денежного обращения Республики Казахстан.
Объектом исследования является анализ структуры денежной массы Республики Казахстан на 2008 год.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
3
1. РАЗВИТИЕ ФОРМ СТОИМОСТИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕНЕГ...........
4
Возникновение денег......................................................................................
4
1.2 Сущность денег................................................................................................
5
1.3 Развитие форм стоимости...............................................................................
6
1.4 Цена как денежное выражение стоимости....................................................
8
2. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА.............................
10
2.1 Понятие денежного обращения.....................................................................
10
2.2 Денежная система и закон денежного обращения........................................
11
2.3 Анализ структуры денежной массы Республики Казахстан на 2008 г.......
12
3. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ДЕНЕЖНЫХ АГРЕГАТОВ..
15
Формирование электронных систем и их развитие.
Концепция Хайека.................................................................................................
15
Экономическая эффективность электронных систем............................. 18
Проблемы внедрения электронной системы движения денег в Республике Казахстан...........................................................................................
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................
26
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................
27
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................
28
Решить вышеназванные проблемы возможно в ситуации, когда центральный банк сам начнет эмитировать электронные деньги. При этом возможно, но маловероятно, что эмиссия будет проводиться центральным банком параллельно с другими кредитными организациями, или, что более вероятно, монополизировав эмиссию. Рассмотрение данного варианта целесообразно только в случае, если электронные деньги будут иметь значительную долю в общей денежной массе и начнут существенно влиять на денежно-кредитную политику. Однако в данном случае существует опасение, что отсутствие конкуренции и, соответственно, стимулов к новаторству могут отрицательно повлиять на существование и развитие электронных денег.
Останавливаясь более подробно на нормативно-правовом регулировании правоотношений, связанных с выпуском, обращением и обслуживанием платежных карт в Республике Казахстан, в первую очередь следует напомнить, что оно по сей день является крайне непоследовательным и отрывочным. Несмотря на то, что операции, расчеты по которым осуществляются посредством использования платежных карт, имеют довольно широкое распространение, единого нормативного акта, в котором бы базовые понятия, применяемые при обращении банковских карт, были закреплены юридически, не существовало долгое время. Подобная ситуация складывалась и в России. Самые разные вопросы обращения пластиковых денег регулировались различными внутренними документами, между собой порой не взаимосвязанными. При этом подавляющая часть концептуальных вопросов осталась незатронутой.
В Казахстане необходимо разработать не только новые законы, которые вошли бы в состав уголовного и гражданского кодексов, но и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения участников «пластикового бизнеса» между собой.
Первый шаг на этом пути уже сделан: уголовный кодекс предусматривает наказание за изготовление и сбыт поддельных карточек. Факт включения такой статьи в уголовный кодекс свидетельствует о признании обществом проблем, существующих в этой области, и попытках способствовать их решению. Однако нельзя считать, что все вопросы, связанные с уголовным кодексом, уже решены. Сделан только первый шаг, направленный на усиление борьбы с подделкой платежных документов. Другие особенности незаконного использования пластиковых карт не нашли отражения в уголовном кодексе.
Если уголовное право уже откликнулось на проблемы пластиковых карточек, то в гражданском законодательстве никаких упоминаний о пластиковых карточках нет, и рассчитывать, что в ближайшее время здесь могут произойти какие-либо изменения, не приходится.
Отношения, возникающие в процессе использования пластиковых карточек, очень специфичны, и поэтому требуют специального регулирования.
Создание какого-либо документа, который бы регулировал эти отношения во всей их многогранности, представляется делом очень трудным, а на сегодняшний день, пожалуй, даже и ненужным. Целесообразнее, видимо, начать постепенно разрабатывать нормы и правила, регулирующие отношения между отдельными участниками рынка и на отдельных этапах обслуживания пластиковых карточек. В частности, законом совершенно не урегулированы отношения между держателем пластиковой карты и банком-эмитентом, между банком-эк-вайером и точкой обслуживания. Это приводит к тому, что в случае возможного мошенничества одного из участников добиться справедливого решения вопроса по закону крайне трудно.
Вне всякого сомнения, добиться каких-либо успехов в деле обеспечения безопасности «пластика» без участия правоохранительных органов невозможно. Однако только подготовленные специалисты, хорошо разбирающиеся в особенностях пластиковых карточек и методах противодействия мошенничеству с их использованием, способны противостоять организованным в международном масштабе криминальным группировкам. Впрочем, для борьбы с доморощенными мошенниками тоже необходимы знания и опыт.
Однако планомерной работы по подготовке кадров именно в области пластиковых карточек пока не ведется. Впрочем, быстрого появления опытных кадров трудно ожидать еще по той причине, что мошенничества с пластиковыми карточками пока редки.
В условиях быстрого развития карточного бизнеса и, следовательно, роста числа связанных с ним мошенничеств положение со временем будет только усугубляться.
Чтобы изменить эту ситуацию нужно действовать в двух направлениях:
Ввести в программу обучения офицерского состава милиции хотя бы элементарный курс по пластиковым карточкам;
Передавать на местах все дела по пластиковым карточкам специально выделенным работникам, чтобы не нужно было объяснять всем следователям (кстати, ограничение круга людей, осведомленных о методах мошенничества с «пластиком», пойдет на пользу и решению главной задачи - обеспечению безопасности операций с пластиковыми карточками).
Такой же подход следует, видимо, применить и в прокуратуре. Известны случаи, когда из-за недостаточной подготовки следователей и незнания прокурорами особенностей преступлений, совершаемых с использованием пластиковых карточек, явные мошенники, задержанные с поличным, уходили от ответственности. Прокуроры просто не видели в материалах дела состава преступления.
Непонимание особенностей преступлений в области карточек - одна из причин недостаточного взаимодействия правоохранительных органов и служб безопасности членов платежных систем в борьбе с этим видом преступлений. А без такого взаимодействия вести какие-либо расследования в данной области практически невозможно. Как правило, пострадавшая сторона (банк-эмитент, держатель карточки) находятся за рубежом. По различным причинам правоохранительным органам трудно направлять запросы в зарубежные банки. Организации же, являющиеся членами платежной системы, получают нужную информацию от зарубежных партнеров без труда, Ясно, что согласованные действия тут нужны и вполне возможны, поскольку в них заинтересованы обе стороны.
Международный опыт показывает, что принятие соответствующего уголовного законодательства существенно снижает затраты на доказательство противоправной деятельности и сразу дает положительные результаты, выражающиеся в существенном снижении мошенничества. Так, в Италии этот показатель после принятия нового законодательства снизился в два раза.
Казахстану необходимо объединить усилия для разработки и скорейшего принятия казахстанского закона. Для этого необходимо использовать все имеющиеся возможности банковской системы и правоохранительных органов.
Конечная цель законодательства, которое касается кредитных и дебетных карт, должно способствовать расследованию и преследованию в уголовном порядке преступлений по карточкам. По этой причине любое новое законодательство должно содержать уголовные наказания, регламентирующие положения, относящиеся к коммерческому поведению.
Мы должны ясно дать понять любому законодательному органу, что это вопрос уголовно наказуемый, а не вопрос защиты потребителей сам по себе. Это различие имеет решающее значение для достижения конечной цели, поскольку принятие законодательства будет значительно более ценным, если оно не будет ясно говорить правоохранительному сообществу, что законодательный орган придает второстепенное значение преследованию злоупотреблений по кредитным карточкам.
Поскольку главной целью является эффективное предотвращение злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам, мы не должны игнорировать законы, которые уже существуют в стране.
Помимо мер, предпринимаемых индустрией для защиты системы от злоупотреблений по карточкам, необходимы уголовное законодательство, работа следственных и судебных органов. Сегодняшние масштабы этой проблемы и потенциальные последствия указывают на необходимость профилактических мер в соответствии с законодательством с целью защиты от злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам. Если мошенническое использование карточки не считается государственным преступлением, преступники могут осуществлять свою деятельность безнаказанно, и система правосудия не может эффективно решить эту проблему. Необходимо понять, что эти i кусочки пластмассы - практически наличные деньги, и их подделка аналогична подделке валюты, и принятие правоохранительных мер необходимо.
Таким образом, в Республике Казахстан на основе использования новых информационных технологий платежные карточки получают быстрое развитие. Возникающие при этом различные проблемы решаются с учетом мирового опыта и социально-экономических особенностей страны.
В ходе исследования была определена сущность развития форм стоимости и возникновения денег. На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Сущность денег заключена в выполняемых ими пяти основных функциях: мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги. Каждая денежная функция при всей своей специфичности составляет органическое единство вместе с остальными.
Появление денег связано с развитием обмена, торговых отношений. Первые деньги были призваны решить проблемы в осуществлении бартерных сделок. Возникшая необходимость во всеобщем эквиваленте закрепила функцию денег за благородными металлами (золотом и серебром). Однако внутренняя полезность полноценных денег стала причиной их вытеснения бумажными деньгами.
Деньги обладают свойством наибольшей ликвидности, то есть в любой момент могут быть использованы для приобретения товаров или услуг. Они представляют собой общепризнанное средство обмена.
В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:
«Деньги
заколдовывают людей. Из-за них они мучаются,
для них они трудятся. Они придумывают
наиболее искусные способы потратить
их. Деньги - единственный товар, который
нельзя использовать иначе, кроме как
освободиться от них. Они не накормят вас,
не оденут, не дадут приюта и не развлекут
до тех пор, пока вы не истратите или не
инвестируете их. Люди почти все сделают
для денег, и деньги почти все сделают
для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся,
меняющая маски».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дадченко А. История денег. - У. 2001 г.
Крибб Д. Деньги - М. 1996 г.
Долин Г. Экономическая теория товара и денег. - М. 2000 г.
Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие (Под ред. д.э.н. проф. А.И. Дробынина)--3-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.--М.: ЮНИТИ, 2000 г.
Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: 2000 г.
Худяков А.И. "Финансовое право Республики Казахстан". Алматы: Каржы-каражат, 1995 г.
Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002 г.
О. И. Лаврушина Деньги. Кредит. Банки. - М. 2000 г.
Калайда, И., Кобзарь, М., Сидак, А. Оценка защищенности банковских информационных технологий на основе «общих критериев». //Банки Казахстана. - 2003. - N4. - С.30.
Кездикбаев, Т., Аманжолов, С. Автоматизация банковских технологий. //Банки Казахстана. - 2003. - N3. - С.40.
Кучукова, Н., Сатубалдин, С. Актуальные проблемы экономики и финансов. //Финансы Казахстана. - 2004. - N1. - С.3.
Малгаждарова, Д. ERP системы и их место в информационной логистике. //Финансы Казахстана. - 2005. - N1. - С.48
Марченко, Г.А. Актуальные вопросы развития финансового рынка. //Мир финансов. - 2005. - N12. - С.26-29.
Мобильный банкинг пришел в Казахстан. //Мир финансов. - 2005. - Май. - С.14
Об основных направлениях денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы и текущие ситуации на финансовом рынке. //Мир финансов. - 2005. - N2. - С.6-8.
Омарова, М. Концепция Ф. Хайека и электронные деньги. //Банки Казахстана. - 2005. - N2. - С.17.
Петрова, Я. Электронные деньги. //Банки Казахстана. - 2004. - N6. - С.57.
Приложение 1
Таблица 1 Денежная масса в 2008г. (трлн. тенге)
Показатель | 01.01.08 | 01.04.08 | 01.07.08 | 01.10.08 | 01.01.09 |
Денежная
масса (М2) - всего
В том числе: |
155,8 |
164,0 |
183,4 |
200,7 |
236,4 |
- наличные деньги в обращении* | 75,7 |
79,2 |
85,6 |
90,0 |
112,8 |
- безналичные средства | 80,1 |
84,8 |
97,8 |
110,7 |
123,6 |