Денежно – кредитная политика: сущность, направления, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Кредитно-денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Также необходимо отметить, что общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10%- банкноты центрального банка.

Содержание

Введение 3
1. Сущность денежно – кредитной политики 4
1.1. Определение и основные цели денежно-кредитной политики 4
1.2. Теория денег 6
2. Методы денежно-кредитной политики 8
2.1 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике 13
3. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики в России 16
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     2. Процентная ставка. Набеги инфляционных волн, и соответствующее поведение коммерческих банков победили ученых исследовать взаимосвязи между инфляционным процессом и процентными ставками. Исходный тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и, наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки»; исходя из этого, моно прогнозировать изменение валютного курса.

     Изменение валютного курса определяется разницей между уровнями номинальных процентных ставок стран-партнеров. Более высокий, чем у партнера темп инфляции, ведет, принимая во внимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако, обесценивающе воздействует на стоимость данной национальной валюты при сопоставлении с партнерской. Если также принять во внимание ситуацию на мировом финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.

     3. Операции на открытом рынке.  В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитной регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставления ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

     Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

     Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

     4.Установление  норм обязательных резервов. Посредством  изменения норматива резервных  средств банк регулирует объемы  выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.

     Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного процента.

     Впервые данный метод применили в США  в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.  
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

     С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или  ставки процента (гибкая монетарная политика).

     Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной.

     Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

     Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный  передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

     1) изменение величины реального  предложения денег  в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

     2) изменение процентной ставки  на денежном рынке; 

     3) реакция совокупных расходов (особенно  инвестиционных) на динамику процентной ставки;

     4) изменение объема выпуска в  ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

     Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

     Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

     В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

     1) избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;

     2) вызванное денежно-кредитной политикой  изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.

     В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно-кредитная политика стала более прагматической.

     Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремиться к этому, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.

     Центральным звеном денежной политики государства  является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно-кредитной политики центральным банком являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики в России

     Необходимо  отметить, что в соответствии с федеральным законом «О Банке России» цели банка заключаются в следующем:

  1. «защита и обеспечение устойчивости рубля»
  2. «развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации»
  3. «обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы»

Но Фетисов  Г.Г. отмечал, что Центральный банк РФ реально преследует лишь первую цель. Он проанализировал проект центробанковского  отчета-2003, направленного в Государственную Думу. В нем отмечалось, что основные цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России в 2003 году определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции и поддержание стабильности государственной валюты. Между тем ясно, что развитие и укрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступления России в ВТО и в условиях резкой либерализации валютного регулирования. Сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно-кредитной системы и экономике в целом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования. Наряду с достижением так называемого антиинфляционного эффекта был практически подавлен кредитный потенциал российских банков, в том числе Банка России, в формировании условий социально-экономического развития страны. Сложилась парадоксальная ситуация, когда денежно-кредитная политика реализуется по всему комплексу собственного инструментария в режиме независимости от состояния спада или подъема экономики. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально-экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализации денежно-кредитной политики.

     В обобщенном виде (и при исключении крайних и политизированных суждений) критические оценки монетарной политики, проводимой Центральным банком и Правительством России (при поддержке Федерального Собрания) сводятся к следующим положениям:

  1. Основными факторами формирования конъюнктуры российского межбанковского кредитного рынка в 2003 году стали значительный приток экспортной валютной выручки на внутренний рынок и обусловленное им укрепление рубля. Но органы монетарного регулирования не использовали (в частности в 2003 году) уникально благоприятную для России конъюнктуру на мировых энерго-сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала для форсирования инвестиций в развитие российской экономики. Вместо финансирования внутреннего инвестиционного спроса Банк России увеличил на 29 млрд. рублей низкодоходные вложения в ценные бумаги США и других государств.
  2. Регулирование Банком России развитие денежно-кредитной и валютной сфер с помощью экономических нормативов - ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов - имеет чрезвычайно формальный характер. Так центробанковская ставка рефинансирования в 2003 году находилась на более высоком уровне, чем рентабельность капитала во всех отраслях российской экономики. В условиях укрепления номинального курса рубля снижение ставки рефинансирования с 21 до 16% годовых означало сохранение ее запретительно-высокого уровня для российских заемщиков и провоцировало приток спекулятивного капитала извне. Долларовый эквивалент ставки рефинансирования превышал в 2003 году аналогичные ставки в ЕС и США на 10 и более процентных пунктов.
  3. Уровень валютного курса (падение или укрепление) рубля, отражая состояние национальной экономики и конъюнктуры мирового рынка, в денежной и бюджетной политике используется в качестве основного средства перераспределения доходов и регулирования финансовых и денежных пропорций. Но нельзя, управляя уровнем валютного курса рубля, влиять на перераспределение внутренних финансовых ресурсов, и тем более обеспечивать стабильность национальной денежной системы. При этом важно понимание того, что тенденции обесценения или укрепления курса рубля к доллару - не что иное, как ухудшение болезненного состояния экономики, признак ее неразвитости. Преобладание в денежно-кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютного рынков означает, что кредитная система страны не получает со стороны государственной финансовой и денежно-кредитной политики должного импульса развития.

Информация о работе Денежно – кредитная политика: сущность, направления, инструменты