Денежная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Какой вопрос современного человека больше всего заботит и волнует в современном мире? Пожалуй, это вопрос “денег”! И, конечно же, вопрос их стабильности и постоянства. В данной курсовой работе я предлагаю рассмотреть важнейшую тему, которая называется: Денежная реформа.

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Они осуществляются разными методами в зависимости от экономического и политического положения страны, степени обесценения денег, соотношения сил различных классов и слоев общества.

Содержание

Введение

Глава 1. Денежная реформа
Суть денежной реформы
Денежная реформа в Росии в начале XIX века

1.2.1 Реформаторская деятельность М.Х Рейтерна - Н.Х Бунге - И.А.

Вышнеградского - С.Ю Витте

1.3 Денежные реформы за рубежом в начале XIX веке

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      Вместо  того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать  средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в.

      Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е - 1914-й гг. занять достойное место в системе  рыночной экономики страны. Государственный  банк продолжал играть для акционерных  банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

      Положение Госбанка было противоречивым с точки  зрения юридического статуса и фактической  деятельности. Де-юре он не являлся  Центральным банком страны, так как  находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

      Таким образом, заняв определенное место  в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917 г. главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

      Заметную  роль в реформировании в целом  финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

      Важнейшей стороной его деятельности была реформа  сберегательного дела в России (1862 г). Еще 12 ноября (30 октября) 1841 г. Николаем I был подписан указ об учреждении в  России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М.X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865 г. образованы и начали функционировать ссудосберегателъные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.

      Исходя  из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь  не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875 г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183 тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн. руб., вклады населения достигли 3,1 млн.; займы 3,4 млн.; ссуды 11,2 млн. руб.

      Ссудосберегателъные товарищества при М.X. Рейтер - не превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

      М.X. Рейтерн предпринял ряд мер для  упорядочивания бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля

и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860-.1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого  Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

      Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского  и Крестьянского поземельных  государственных банков (как филиалов Государственного банка России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 - начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877 г., вырос более чем в 4 раза - с 99,6 до 415 млн. руб.

      Как уже отмечалось, при содействии М.X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских  повинностей.

      Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного кредита. Правительственным законом 1872 г, ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что внесенный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс. руб.

      После учреждения 49-го банка (1873 г) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с застоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточный был еще опыт их работы.

      Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был  и Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887-1895 гг.

      В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию  на тему "Теория кредита". Таким  образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.

      В сокровищницу мировой экономической  мысли вошли теоретические постулаты  Н. X. Буше о механизмах регулирования  рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г) и ректора Киевского университета (1871-1875; 1879-1880 гг.).

      Став  в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

      Начать  деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн. рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

      С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г) в докладах и записках Александру III:

      обеспечить  правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

      укрепить  кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

      направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для  частной предприимчивости;

      преобразовать систему налогов;

      добиться  превышения доходов над расходами  в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".

      Достижение  бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные  погашения государственных займов.

      Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в  том числе с помощью роста  прямых и косвенных налогов.12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар  и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

      Итогом  явился рост золотого запаса страны.

      Поступления в казну выросли за счет новых  выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

      В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал  выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог  направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

      Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве  назревал кризис из-за незавершенности  выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

      Министерство  финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи  с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

      Государственный Совет в то же время разъяснил  сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных  отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

      Однако  выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных  участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

      Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с  общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина  при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

      В то же время 10 из 11 частных земельных  банков, созданных в 1860-1870-х гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

      В деятельности Крестьянского банка  проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестъянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

      Но  объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

      Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н.X. Бунге  были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

      Дворянский  поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

      Значительная  часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях  по залогам в акционерных земельных  банках, где взимались более высокие  проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

      Иван  Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим  Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России.

      Самым положительным в деятельности И.А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь  идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н.X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары - металл и машины, то при И.А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскивание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.

Информация о работе Денежная реформа