Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:53, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?
4. Как финансировался и финансируется бюджетный дефицит в РФ в 90-х годах?.
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?
6. Профицит бюджета, проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы и кредит»
Выполнила:
Онищук О.Б.
Студентка 3 курса
Заоч. формы обучения
Группа №31
Тел: 8-909-927-75-65
Проверил:
Доц. Тюрина А.В.
Москва 2007г.
Содержание
Тема: «Дефицит и профицит бюджета»
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?
4. Как финансировался и финансируется бюджетный дефицит в РФ в 90-х годах?.
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?
6. Профицит бюджета, проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Ещё на лекциях предмета «Финансы и кредит» я заинтересовалась темой моей к/р. Во-первых, мне было интересно узнать о таком понятии как «профицит», во-вторых, меня всегда интересовало, почему вообще в стране возникает дефицит бюджета.
Впервые доходы российского бюджета превысили расходы в 2000 году - в первый год премьерства Михаила Касьянова. Все последующие годы правительство составляло профицитные бюджеты и особенно гордилось этим. Критики, правда, утверждают, что заслуги кабинета в этом нет. Ему просто повезло с мировыми ценами на нефть. В проекте бюджета-2003 тоже, был заложен профицит. Очень небольшой - 77 млрд. рублей (0,6% валового внутреннего продукта). Но цены на нефть уже не столь высоки и еще менее предсказуемы, к тому же правительству, взявшему курс на снижение налогов, было бы странно ожидать особого роста доходов казны.
Тогда Касьянов объявил, что в ближайшие годы Россия вообще может перейти к беспрофицитному бюджету. "Профицит не самоцель, а необходимость определенного периода развития экономики", - сказал премьер, добавив, что как только будет пройден этап пиковых выплат по внешнему долгу, появится возможность еще снизить налоги и оставить дополнительные средства в распоряжении частного сектора. "Создание профицита говорит о том, что государство изымает из экономики больше, чем ему требуется"[1], - пояснил Касьянов. При этом государство, считал он, не в состоянии грамотно этими средствами распорядиться.
Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.
От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров...
Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции. Он создает резерв на случай падения цен на нефть и помогает правительству справиться с не менее насущной задачей - снижением инфляции.
Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.[2]
1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие
Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит
Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.
Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.[3]
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.
Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений являются:
- налоги
- неналоговые поступления
- займы
- эмиссия денег
Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.
В основе формирования структуры доходов государственного бюджета лежит чёткое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах – Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. – существуют два уровня управления – центральный и местный, которым соответствуют два уровня бюджетов – центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов – федеральный, региональные и местные.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением централизованных органов фондов денежных средств и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В процессе использования бюджетных средств происходит разделение централизованного фонда на отдельные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетных ассигнований.
Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежное выражение (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).
Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:
- по роли в общественном производстве;
- по общественному назначению;
- по отраслевой структуре.
Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие в 2000г., в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из 3-х уровней бюджетов: федерального, субъектов Федераций и местных.[4]
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?
Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета.
К источникам финансирования федерального бюджета относят:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменения остатка средств на счетах по учёту средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
привлечённые Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
изменения остатка средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ. [5]
Дефицитом бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по её обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70 – 90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолён.[6]
«Согласно отчету, представленному министерством финансов США 11 октября, дефицит бюджета в 2007 финансовом году, который закончился 30 сентября, сократился на $85 млрд. по сравнению с прошлогодним показателем и составил $163 млрд. Дефицит бюджета практически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, которое оценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США в своем отчете, сумма налоговых поступлений в 2007 финансовом году составила $2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджета по итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был равен 1,9% ВВП.