Дефицит бюджета и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного дефицита;
2. выявить основные источники финансирования бюджетного дефицита;
3. описать процесс развития дефицита бюджета в России;
4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг……………..21
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа!!.docx

— 282.45 Кб (Скачать)

Мировая практика показывает, что  положение в стране считается  контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит  неминуемо ведет к росту внутреннего  и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного  размера дефицита, что не считается  опасным состоянием и не требует  вмешательства государства в  регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может  превышать 5 процентов объема доходов  без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета  не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта РФ.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные  дефициты в сумме образуют государственный  долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОГРАММА МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ

 

3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицит

 

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет  направлена на

обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на

благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  страны. Характерная особенность представленного законопроекта - изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.

Проект  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013году.

   Основными  источниками финансирования дефицита  федерального бюджета являются  выпуск государственных ценных  бумаг для размещения на внутреннем  рынке и средства от приватизации. В 2011 году также предусматривается  использовать все средства Резервного  фонда. При этом  около трети  вновь привлекаемых средств предусматривается  направить на погашение имеющейся  задолженности.

  Государственный  долг Российской Федерации по  состоянию на 1 января 2014 года увеличится  по сравнению с началом 2010 года  в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего  долга в совокупном объеме  госдолга составит 79 %.

Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 869 млрд 283,3 млн рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1 трлн 4,9 млрд рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 478,453 млрд рублей (0,7% ВВП).

 Доходы  бюджета в 2012 году ожидаются  на уровне 11 трлн 789,066 млрд рублей, в 2013 году - 12 трлн 714,998 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 101,080 млрд рублей. Расходы в 2012 году могут составить  12 трлн 658,349 млрд рублей, в 2013 году - 13 трлн 719,940 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 579,533 млрд рублей.

 Характеристики  бюджета на 2012 год определены  исходя из прогноза ВВП в  размере 58 трлн 683 млрд рублей, инфляции  не выше 6% (декабрь к декабрю), на 2013 год - из ВВП в размере  64 трлн 803 млрд рублей и инфляции  не выше 5,5%, на 2014 году - из ВВП  на уровне 72 трлн 493 млрд рублей  и инфляции не выше 5,0%.

 Государственный  внутренний долг на 1 января 2013 года  запланирован в размере 6 трлн 280,8 млрд рублей, внешний - $48,4 млрд, или 34,6 млрд евро (порядка 13% ВВП), на 1 января 2014 года - 7 трлн 823,2 млрд рублей  и $59,4 млрд, или 42,4 млрд евро  соответственно (порядка 14% ВВП), на 1 января 2015 года - 9 трлн 168,6 млрд рублей  и $69 млрд, или 49,3 млрд евро соответственно (порядка 15,5% ВВП).

В. Путин отметил, что федеральный бюджет в 2011 году будет бездефицитным, однако добавил, что нулевой дефицит бюджета достигается благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. "Мы с вами прекрасно понимаем, что бездефицитный бюджет этого года в значительной степени достигается благодаря благоприятной для нас внешней экономической конъюнктуре", - сказал он.

 Глава  правительства при этом подчеркнул, что в мировой экономике очень  много "факторов неизвестности  и непрозрачности, которые от  нас не зависят".

Премьер-министр  добавил, что для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно обеспечить качественный рост экономики, изменить ее структуру, снизить зависимость  от сырьевой конъюнктуры.

 Ненефтегазовые  доходы бюджета в ближайшие  годы должны увеличиться и  в абсолютных, и в относительных  цифрах, подчеркнул В. Путин. Их доля в общем объеме доходов должна вырасти с 53% в 2012 году до 57% в 2014 году. В этом году доля ненефтегазовых доходов ожидается на уровне 51%.

    Президент России Дмитрий Медведев подписал сегодня закон, вносящий поправки в федеральный бюджет на текущий год. Новая версия, помимо прочего, предусматривает исполнение бюджета "в ноль" вместо изначально заложенного дефицита в 719 млрд руб., или 1,3% ВВП. Ранее поправки были одобрены Госдумой и Советом Федерации.

 Согласно  новой редакции закона, расходная  и доходная части федерального  бюджета запланированы на уровне 11,12 трлн руб. каждая. Ожидается,  что нефтегазовые доходы в  2011г. составят 5,48 трлн руб., что  на 4,8% больше, чем в предыдущей  редакции закона. Ненефтегазовые  доходы составят 5,64 трлн. руб., что на 11,2% больше суммы, прогнозируемой ранее.

 При  этом ненефтегазовый дефицит  составит 10,3% к ВВП, что ниже  уровня, предусмотренного последней  редакцией закона.

 Поправки  снижают и предельный уровень  госдолга к 1 января 2012г. Потолок  внутреннего госдолга снижен  с 4,73 до 4,55 трлн руб., внешнего - с  43,8 до 40,8 млрд долл.

 

3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления

     долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.

 

В планируемом  периоде одновременно несколько  факторов будут

определять  формы и масштабы государственных  заимствований.

Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики

В соответствии со сценарными условиями и основными  параметрами

прогноза  социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-

2014 гг. реализация  долговой политики в предстоящий  период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики,

постепенного  снижения инфляции, умеренного роста  цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1).

 

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014гг.

Показатель

2012

2013

2014

ВВП (млрд. руб.)

57 532,0

63 436,0

70 409,0

Цена на нефть (долл.)

93,0

95,0

97,0

Инфляция (%)

6,0

5,5

5,0

Курс руб./долл. США

27,9

27,9

28,0


 

Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным  источником финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При  этом планируется, что в среднем  на 90% дефицит будет покрываться  за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по

которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2).

 

Таблица 2. Источники  финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг., млрд. руб.

 

Показатель

2012

2013

2014

Дефицит федерального бюджета

1 570,5

1 744,3

1 648,4

Государственные заимствования, в том  числе:

1 592,3

1 601,7

1 626,1

привлечение

2 181,7

2 284,0

2 474,1

погашение

-589,4

-682,3

-848,0

Использование Резервного фонда

-164,0

-51,4

0,0

Приватизация

276,1

309,4

300,0


 

Фактор 2. Низкий уровень государственного долга

По состоянию  на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. (График 2).

График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации

 

3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014г.г.

    Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Ускорение роста цен закладывает риски  для исполнения федерального бюджета  на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета  в реальном выражении, считает замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.

Прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах.

      Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы.

    Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза.

Так же основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:

  • риски снижения мировых цен на нефть и другие товары традиционного российского экспорта ниже прогнозируемых параметров, а также риски укрепления курса рубля к доллару США и евро, что может повлечь снижение доходов федерального бюджета;
  • риски необеспечения поступлений средств от приватизации в запланированных объемах для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • риски   повышения уровня инфляции,   что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении;
  • риски неэффективного расходования бюджетных средств.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на следующих аспектах:

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит  от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться  иначе, как в контексте макроэкономического  развития и экономической политики государства в сфере доходов  и расходов государственного бюджета.

Здесь дефицит  представляет собой неспособность  правительства профинансировать собственные  расходы. Но дефицит может явиться  и результатом экономической  политики государства: снижение налогов  с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Информация о работе Дефицит бюджета и его последствия