Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:08, реферат
При этом отношение к проблеме неоднозначное. Существует даже мнение, что ГЧП может стать удобной формулой реинкарнации «промышленной политики», подразумевающей протекционизм, государственное субсидирование и т.п. К сожалению, такие опасения небезосновательны. Так, например, Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу в рамках развития механизмов частно-государственного партнерства предполагает:
Разработку концепций развития специализированных государственных банков.
Разработку концепции развития государственных финансовых институтов развития.
Введение.............................................................................................................................3
История вопроса…………………………………………………....................................4
Зарубежный опыт……………...........................................................................................5
Экономическая суть ГЧП..................................................................................................7
Варианты понимания ГЧП в России................................................................................8 Политико-правовой дуализм ГЧП....................................................................................9
Таким образом, имеют право на существование два подхода к пониманию ГЧП: «ГЧП-принцип» и «ГЧП-форма» (механизм).
«ГЧП
– принцип». Предполагает некое
обязательное правило взаимодействия
государства и бизнеса в
«ГЧП – форма». Предполагает наличие конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь – правовых форм.
Таким образом, нами рассмотрено политическое и правовое проявления ГЧП. Однако для формулирования управленческой задачи и формирования целостной картины необходимо изучение экономической сути явления.
Политико-правовой дуализм ГЧП
Подобное
понимание экономической сути ГЧП
в совокупности с описанными выше
вариантами политической и правовой
интерпретации ГЧП позволяют
говорить о политико-правовом дуализме
ГЧП, который проявляется в
Значение политического аспекта ГЧП для эффективной реализации проектов в настоящее время не стоит недооценивать. Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.
Таким
образом, первым шагом должно стать
объявление принципа ГЧП на политическом
уровне. Это имеет важнейшее
Далее требуется создание обширной законодательной базы ГЧП. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.
Следующим шагом должно стать соответствующее выстраивание административного аппарата, готового реализовать государственные цели в условиях партнерства (а не «крышевания», вымогательства) с бизнесом.
Таким образом, достигается согласование интересов государства и бизнеса на макроуровне.
Для
достижения баланса интересов в
рамках конкретного проекта
Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему.
Таким образом, можно утверждать, что конечной юридической формой согласования интересов всегда будет договор (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.
С точки зрения управленческих процессов становление ГЧП согласно предложенной схеме в каждом конкретном проекте проходит следующие стадии:
Что дает подобный механизм?
Во-первых, это согласование стратегических интересов государства и бизнеса, которое происходит на этапе формирования программных документов. Во-вторых, четкое определение целей, которые фиксируются в программном документе. В-третьих, законодательно закрепляются прозрачные процедуры реализации конкретных проектов. В-четвертых, она дает особый статус проектам и их участникам, который также фиксируется в законе. В-пятых, также на основе закона происходит предоставление публичных полномочий бизнесу (в законе). В-шестых, эта система направлена на текущие интересы государства и бизнеса в каждом конкретном проекте, что осуществляется на уровне контракта. В-седьмых, система обеспечивает стабильность и защиту интересов партнерства.
Основываясь
на изложенном подходе, можно дать следующее
правовое определение государственно-
Государственно-частное партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.
Детальное рассмотрение описанного механизма может привести к совершенно справедливому утверждению, что здесь нет ничего нового. Действительно, все это уже имеет место на практике. Проблема только в том, что сейчас эти отношения не формализованы и в каждом конкретном случае строятся на основе личного авторитета конкретного чиновника – губернатора, министра и т.п. Вследствие этого такие отношения не могут иметь длительную перспективу и очень подвержены коррупционным и монополистическим рискам.
Реализация
предлагаемого правового
Информация о работе Частное партнерство в государственном управлении