Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:58, доклад
Принято считать, что главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Исторически сложилось так, что в различных государствах такие банки называются по-разному — народные, государственные, эмиссионные, резервные. Например, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
I. Характеристика центральных банков.
II. Цели и задачи ЦБ РФ.
III. Функции ЦБ РФ.
Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Доклад по дисциплине
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
На тему: «Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ»
Выполнила: Евтушок Елена Александровна
Студентка 2 курса очной формы обучения
спец. менеджмент организации
группа 1092
Подпись:________________
Преподаватель: Балабанов Андрей Игоревич
Оценка:_______ Дата:_______
Подпись:_______________
Санкт-Петербург
2010 г.
Оглавление
I. Характеристика центральных банков.
II. Цели и задачи ЦБ РФ.
III. Функции ЦБ РФ.
Список использованной литературы
Глоссарий.
Принято считать, что главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Исторически сложилось так, что в различных государствах такие банки называются по-разному — народные, государственные, эмиссионные, резервные. Например, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. В России деятельность Центрального банка (Банка России) регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку. Применительно к России — это Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 106-ФЗ с изменениями в ст. 30 от 19.03.2008 г. «О банках и банковской деятельности».
Рамки независимости центральных банков, с одной стороны, определяются участием государства в регулировании деятельности Банка России, с другой, — его законодательно установленными полномочиями.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен Второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Одним из важнейших факторов независимости центрального банка является наличие законодательного ограничения кредитования правительства. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что целями деятельности Банка России являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:
1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
3) «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
Практически в законодательстве большинства стран цели и задачи центрального банка достаточно определенно зафиксированы. Только в одних странах (например, в США, Швеции и Италии) в законодательстве они указаны лишь в общих чертах (причем в США борьба с инфляцией является приоритетной задачей), в других — они прописаны более подробно.
Банк России подотчетен Государственной Думе. Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов совета директоров Банка России (по представлению его Председателя, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение.
В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18-ти функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать, исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:
1) регулирующая (денежно-кредитное регулирование);
2) нормативно-творческая (нормативное регулирование);
3) операционная;
4) информационно-аналитическая;
5) надзорная и контрольная.
I) В рамках регулирующей функции (денежно-кредитное регулирование) Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования. В данной функции просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот.
Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.
II) Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:
разработку правил ведения банковских операций;
определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочивать и развивать работу кредитных учреждений, разрабатывать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.
III) Операционная функция позволяет Банку России:
осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
управлять своими золотовалютными резервами;
обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразные потребности экономических субъектов, при необходимости выступать уполномоченным агентом государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
IV) В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление;
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.
V) Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:
надзор за деятельностью банков и банковских групп;
государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;
Информация о работе Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ