Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:19, реферат
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
Введение стр.3
§ 1 ЦБ РФ: его роль в экономике России стр.4
§ 2 ЦБ РФ: его цели и функции стр.7
2.1 Цели
2.2 Функции
§ 3 Влияние ЦБ РФ на денежное обращение и меры по его укреплению стр.10
§ 4 Антикризисные меры ЦБ РФ стр.19
Заключение стр.23
На
реализацию антикризисных мер
В документе отмечается, что средства федерального бюджета РФ составят 1 трлн 610,8 млрд руб. На кредиты и гарантии за счет средств федерального бюджета планируется выделить 450 млрд руб., в частности на госгарантии - 300 млрд руб., на увеличение объема бюджетных кредитов субъектам РФ - 150 млрд руб. На реализацию мер налоговой политики предполагается направить 848,6 млрд руб.
Кроме того, в рамках реализации антикризисных мер средства ЦБ РФ на обеспечение ликвидности банковской системы составят 500 млрд руб., средства Фонда национального благосостояния - 255 млрд руб.
Напомним, что 19 марта правительство РФ одобрило проект антикризисной программы на 2009г. в качестве основы. При этом в начале прошлой недели премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что на реализацию антикризисных мер в 2009г. из бюджета будет выделено почти 1,5 трлн руб. Ранее В.Путин подписал распоряжение, согласно которому на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета в I полугодии 2009г. будут направлены средства Резервного фонда РФ в объеме до 1 трлн 603 млрд 977 млн 300 тыс. руб.
При этом общий объем антикризисных мер, принимаемых правительством РФ и Центробанком, достигнет 12% ВВП. Премьер-министр отметил, что Россия одобрила один из наиболее масштабных антикризисных планов среди всех мировых экономик. Самые весомые затраты на эти цели среди развитых стран планирует понести Япония, антикризисный пакет которой равняется примерно 2% от ее ВВП.[7]
Члены российского правительства во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, который руководит правительственной антикризисной комиссией, и председатель Банка России Сергей Игнатьев в среду представят депутатам Госдумы отчет о ходе реализации антикризисных мер.
"Рассмотрение
этого вопроса даст
Отчет
будет рассматриваться два
Правительство отчитается перед Госдумой спустя ровно год после первого экстренного совещания, связанного с кризисом. Встреча, на которой обсуждалась ситуация на российских финансовых рынках и меры по ее стабилизации, прошла в Доме правительства 16 сентября 2008 года - в этот день некоторые компании потеряли до трети рыночной стоимости.
Программу
антикризисных мер премьер-
Некоторые эксперты, да и сами власти признают, что, несмотря на огромные финансовые госвливания, благодаря которым удалось предотвратить коллапс банковского сектора, при реализации антикризисной программы не все прошло гладко.
На совещании у президента на прошлой неделе Шувалов признал, что властям иногда "не хватало оперативности" в решении некоторых вопросов. По его словам, некоторые направления работы "пробуксовывают", в частности, это касается предоставления государственных гарантий, а также мер поддержки потребительского рынка и жилищного строительства.
Кроме того, отметил он, наблюдается некоторая неравномерность расходования бюджетных средств, и с отдельными министерствами и ведомствами придется работать в этом направлении.
Тем
не менее, Шувалов считает, что большинство
пунктов и направлений
Центральный Банк России, со своей стороны, сумел резко нарастить объем предоставления средств банковскому сектору, предотвратив разрастание кризиса ликвидности. Банки получили только беззалоговых кредитов на 3 триллиона рублей в четвертом квартале прошлого года и на 2,2 триллиона рублей в первом полугодии 2009 года.
ЦБ помог и крупнейшему банку страны - Сбербанку - нарастить капитал, предоставив ему субординированный кредит на 500 миллиардов рублей. Еще почти 11 миллиардов рублей были размещены на депозитах во Внешэкономбанке для рефинансирования внешних долгов российских компаний и банков.
Центробанк также помог "запустить" практически остановившийся во время кризиса рынок межбанковского кредитования, заключив с крупнейшими банками - операторами этого рынка - соглашение о компенсации им части убытков.
Власти
РФ уже заявили, что, несмотря на положительные
сигналы, которые начала "подавать"
экономика, говорить о завершении кризиса
еще рано, так как риски и неопределенности
сохраняются. А значит, государство продолжит
антикризисную программу и в следующем
году.
Заключение
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
- качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
- желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
- качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
- персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
Опыт
многих зарубежных государств показывает,
что для обеспечения
Список литературы:
Информация о работе ЦБ РФ и его роль в регулировании экономики