Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2007 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2007 год”. На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и принципы Бюджетного процесса……………..….………….4
1.1. Участники бюджетного процесса………………………………...…..................5
1.2. Составление проекта бюджета………………………….……….………………..8
Глава 2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………..……….11
2.1. Исполнение бюджета…………………………………………...………………...15
Заключение. Отчет об исполнении бюджета……………….…………….……..16
Список использованной литературы………………………....................……….17

Работа содержит 1 файл

бюджетный процесс1 - копия.doc

— 174.56 Кб (Скачать)

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете должны содержаться также:

-  прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета Российской Федерации;

-  нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:

-  расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

-  общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

10

-  расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

-  объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих указанную финансовую помощь

-  распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

-  иные показатели определенные Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

  В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

-  прогноз социально-экономического развития;

-  основные направления бюджетной и налоговой политики;

-  прогноз свободного финансового баланса;

-  прогноз консолидированного бюджета;

-  адресная инвестиционная программа;

-  план развития государственного или муниципального сектора экономики;

-  структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

-  программа предоставления государственных или муниципальных гарантий;

-  оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

-  оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;

-  другие документы и материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

4. Рассмотрение и утверждение бюджета

Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов.

Согласно статье 187 Бюджетного Кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения закона о бюджете и его утверждения определяется для:

-  федерального бюджета - Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

-  местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления;

-  бюджета субъекта Российской Федерации - законам субъекта Российской Федерации.

Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона показателей, определенных статьей 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, орган, исполняющий бюджет, правомочен, осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий, определенных пунктом 1 статьи 190 Бюджетного Кодекса РФ.

При этом указанный орган не имеет права:

-  предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;

-  предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;

-  предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;

-  осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

-  формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Если закон о бюджете вступает в силу после начала финансового года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного закона осуществляется в соответствии со статьей 190 Бюджетного Кодекса РФ, в течении двух недель со дня вступления в силу указанного закона орган исполнительной власти предоставляет на рассмотрение и утверждение законодательного органа проект зако

12

на о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

-  о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

-  о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

-  о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течении трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года.

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации. Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации. В первом чтении проект рассматривается в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может:

 

13

-  передать указанный проект в согласительную комиссию, включающая представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;

-  вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку на срок до 10 дней;

-  поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Предметом рассмотрения первого чтения закона о бюджете является:

-  концепция и прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

-  основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

-  основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

-  проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

-  доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

-  распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

-  дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

-  общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской

Федерации.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной

14

классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течении пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней.

В течении пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

  В случае отклонения Президентом закона о бюджете указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

5. Исполнение бюджета

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Заключение. Отчет об исполнении бюджета

Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течении 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

Информация о работе Бюджетный процесс