Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах. Фонд государственного социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Составление проекта бюджета – один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно–кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.

Содержание

26. Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах 3
39. Фонд государственного социального страхования РФ 7
Список использованных источников 12

Работа содержит 1 файл

Контрольная-Финансы и кредит.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

26. Бюджетный процесс  в развитых зарубежных государствах

3

39. Фонд государственного  социального страхования РФ

7

Список использованных источников

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ  ГОСУДАРСТВАХ

 

Составление проекта бюджета – один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно–кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года [6]:

  • в Германии – за шесть месяцев,
  • в Японии – за семь,
  • во Франции – за 14,
  • в США – за 18 месяцев.

Проект бюджета разрабатывается  органами исполнительной власти, как  правило, министерством финансов (казначейством), а в США – специальным органом – Службой управления и бюджета при президенте.

В ряде стран составление бюджета начинается с выступлений главы исполнительной власти по проблемам общих направлений социально–экономической политики на предстоящий год. Например, в США президент обращается к американскому народу с Бюджетным посланием, в котором формируются основные задачи финансово–денежной политики, правительственная оценка доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном году и в последующие четыре года.

При составлении проекта  бюджета ставятся следующие цели:

  • активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
  • обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами–прогнозами правительства;
  • установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
  • изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.

В некоторых развитых странах (США) действует бюджетный календарь – план распределения по времени движения бюджетного процесса. Хотя на практике этот календарь слабо исполняется.

До начала составления  проекта бюджета министерство финансов (или специальный орган в США) направляет директивные указания руководителям министерств и государственных ведомств с предложением представить к определенному сроку расчеты смет расходов и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные цифры (или рекомендации) возможных ассигнований (Франция), которые служат основой бюджетных заявок (запросов) и смет в целом, в других – бюджетные заявки государственные ведомства высылают самостоятельно.

В ходе составления бюджета  происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов (или специальным органом), министрами и иными главами государственных ведомств [4].

Решение спорных вопросов иногда требует вмешательства главы  государства. При принятии решений о бюджете учитываются перспективы экономического развития, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся социальной поддержкой. Согласованные бюджетные решения принимаются с учетом данных исполненного ранее утвержденного бюджета, включая бюджет текущего года. Затем министерство финансов (специальный орган) начинает разрабатывать бюджетные показатели и другие бюджетные документы.

При разработке проекта  бюджета на предстоящий год, а  во многих развитых странах на длительную перспективу (четыре–пять лет) используют различные методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. С расширением масштабов мобилизации ресурсов и необходимостью наиболее эффективного их использования стали применять сначала в США (с 1960–х годов), а затем и в других странах программно–целевой метод, в том числе системный анализ, экономические модели, электронно–вычислительную технику.

Рассмотрение и утверждение  проекта бюджета. После одобрения  высшим исполнительным органом (кабинетом министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета поступает в законодательный орган – парламент для рассмотрения и утверждения его. Как правило, проект бюджета обсуждается каждой палатой отдельно (сначала в нижней, а затем в верхней – во Франции, либо одновременно в обеих палатах – в США, Германии). В каждой палате парламента функционируют специальные комитеты и комиссии, которые занимаются конкретными бюджетными вопросами, часто по программам. Они детально анализируют соответствующие статьи проекта бюджета, вносят коррективы и дают заключение с объяснительной запиской.

После принятия бюджета  каждой палатой при отсутствии разногласий  между ними выносится общее решение  парламента о бюджете. Если же разногласия  возникли, то их должна снять согласительная комиссия, состоящая из представителей двух палат [2].

При рассмотрении проекта  бюджета в парламенте важное значение имеет бюджетная инициатива, т.е. право членов парламента вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В некоторых странах (Франция, Великобритания и др.) члены парламента, не являющиеся членами правительства, не имеют права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых налогов. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране.

В США бюджетные права Конгресса значительно шире. Ограничения бюджетных прав парламента проявляются и в том, что законодательная власть принимает не бюджет как единый документ в целом (США), а ежегодные постановления о бюджетных назначениях, предоставляя полномочия президенту расходовать средства на определенные цели, но устанавливая верхний потолок. Некоторые статьи бюджета вообще не рассматриваются, а утверждаются автоматически.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается принятием закона о бюджете в целом или утверждением отдельных бюджетных назначений по статьям (программам) – президентом в США, королевой – в Великобритании.

Исполнение бюджета  означает получение утвержденных доходов, в основном налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым, или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны [5].

Важный элемент этой стадии бюджетного процесса – кассовое исполнение бюджета, т.е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, в основном центральный банк, являются главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета – принцип единства кассы: все бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов (казначейства) в центральном банке, с которого и осуществляются все расходы государства.

В ряде развитых стран действует правило секвестра, которое предполагает право правительства пропорционально снижать статьи расхода принятого бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего года. Так, в США секвестр применяется к определенным программам и вводится при возможном превышении установленного предела расходов. Принятие закона конгрессом о секвестре оговаривается определенными условиями.

Составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом – последняя стадия бюджетного процесса, начинающаяся после окончания финансового года.

 

 

 

39. ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

 

Характеристика  и роль Фонда государственного социального страхования в системе социального обеспечения граждан РФ.

Внебюджетные фонды  играют большую роль и жизни общества. В частности, она проявляется в том, что в значительной мере за счет средств фондов обеспечивается [3]:

  • социальная зашита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы;
  • воспроизводство рабочей силы: поддержание здоровья человека, его жизненного уровня, переквалификация рабочей силы;
  • финансовое обеспечение научно–технического прогресса;
  • финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
  • поддержание правопорядка в обществе и исполнение судебных решений;
  • формирование условий для роста занятости населения (например, создание новых рабочих мест) и развития малого предпринимательства;
  • крупные инвестиции на финансовом рынке, особенно рынке государственного долга.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово–кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и  иное имущество, находящееся в оперативном  управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными  Фонду санаторно–курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и  центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Источники формирования средств Фонда государственного социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

а) страховых взносов  работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности);

б) страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

в) страховых взносов  граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право  на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

г) доходов от инвестирования части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

д) добровольных взносов  граждан и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством;

е) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

ж) прочих поступлений (возмещаемых  страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

В бюджет Фонда социального страхования РФ подлежат зачислению следующие доходы (ст. 146 БК РФ) [1]:

Информация о работе Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах. Фонд государственного социального страхования РФ