Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:35, доклад
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета. Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.
1. Бюджетный процесс, его этапы и развитие……………………………..3
1.1. Понятие бюджетного процесса…………………………………………3
1.2. Формирование бюджетного процесса………………………………….3
1.3. Задачи бюджетного процесса…………………………………………...5
1.4. Принципы организации бюджетного процесса………………………..6
1.5. Этапы бюджетного процесса……………………………………………8
1.6. Принцип и особенности исполнения бюджета………………………..12
2. Валютные рынки…………………………………………………………..15
2.1.Понятие валютного рынка……………………………………………….15
2.2.Валютный курс…………………………………………………………...17
2.3.Классификация валютных рынков……………………………………...18
Список используемых источников………………………………………….22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
в г. Советском
Кафедра профессионально-
Вариант № 10
Советский 2012
Содержание
1. Бюджетный процесс, его этапы и развитие……………………………..3
1.1. Понятие бюджетного процесса…………………………………………3
1.2. Формирование бюджетного процесса………………………………….3
1.3. Задачи бюджетного процесса…………………………………………...5
1.4. Принципы организации бюджетного процесса………………………..6
1.5. Этапы бюджетного процесса……………………………………………8
1.6. Принцип и особенности исполнения бюджета………………………..12
2. Валютные рынки…………………………………………………………..
2.1.Понятие валютного рынка……………………………………………….15
2.2.Валютный курс…………………………………………………………...
2.3.Классификация валютных рынков……………………………………...18
Список используемых источников………………………………………….22
1. Бюджетный процесс, его этапы и развитие
1.1. Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета. Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – функциями соответствующих представительных органов власти. В основе всей бюджетной деятельности финансовых органов лежит бюджетная классификация. Сам бюджет действует в течение одного года, с 1 января по 31 декабря. По прошествии года для завершения бюджета предоставляется один месяц, в течение которого все операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, должны быть завершены. Бюджетный период (цикл) – это время, в течение которого длится бюджетный процесс. Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет. Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и ряд других. Составление бюджета основывается на положениях Бюджетного послания президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны в целом и соответствующей территории на очередной финансовый год. Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики.
1.2. Формирование бюджетного процесса
Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ на основе прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Министерство финансов по поручению Правительства РФ организует непосредственную работу по формированию федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Минфин формирует бюджет совместно с Министерством экономики, при участии государственного комитета РФ по статистике и Центробанка. Т. е
3
определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период. Территориальные органы исполнительной власти осуществляют детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Правительство РФ не позднее чем за 7 месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до представительных органов власти до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах или их изменениях. Исполнительные органы власти субъектов РФ в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящими органами власти. Бюджетное законодательство устанавливает, что в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов РФ соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящей исполнительный орган власти субъектов РФ - в Правительство РФ необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию. Стадия рассмотрения проекта бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального закона « О Федеральном бюджете на … год» Одновременно предоставляются прогноз социально-экономического развития, прогноз консолидированного бюджета, проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета и др. необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством. Проект в течение 3 дней направляется Советом Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации Федерального Собрания, в Счетную палату, в комитеты Государственной Думы – для внесения предложений и замечаний. Дума рассматривает проект в 4 чтениях. Первое чтение (40 дней) проект рассматривается в общем, второе чтение 20 дней утверждаются расходы по функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, а также размер Федерального фонда финансовой
4
поддержки субъектов РФ. Третье чтение (30 дней) распределение расходов по подразделам функциональной классификации, расходы на федеральные целевые программы, определяется перечень защищенных статей, бюджет развития. Четвертое чтение (10 дней) текст законопроекта рассматривается целиком. Принятый Государственной Думой проект в течении пяти дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке предусмотренном Конституцией РФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетное законодательство возлагает исполнение бюджета на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджет доходов и в финансировании запланированных расходов. Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета – поквартальная роспись доходов и расходов. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов.
1.3. Задачи бюджетного процесса
Задачи бюджетного процесса:
- максимальное выявление всех материальных и фин. резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
- определение доходов бюджета по отдельным налогам и др. платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами соцэкономразвития;
- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общего значения, предусмотренных бюджетом;
- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленно на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства;
- повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных соцэкономпрограмм;
- усиление контроля за деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему
5
автоматизации финансовых расчетов.
1.4. Принципы организации бюджетного процесса
Принципы организации бюджетного процесса:
- единства – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, единство денежной системы;
- самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;
- балансовый метод – установление правильного соотношения между расходами и доходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями, для устойчивости бюджета;
- соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов, что становится ядром всей финансовой политики государства.
Бюджетный процесс, включает в себя этапы составления проекта бюджета рассмотрения и утверждения его органом законодательной власти и исполнения бюджета.
В основе разработки проекта бюджета лежит прогноз социально-экономических процессов, которые будут происходить в стране на территории субъекта РФ или муниципального образования.
Подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития, являются: объем и структура валового внутреннего продукта, инфляция, ВВП, инвестиции, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.
Основную роль в подготовке прогноза социально-экономического развития (на федеральном уровне) играет Министерство экономики. При участии других органов исполнительной власти Минэкономразвития разрабатывает многовариантный прогноз, который впоследствии обсуждается в Правительстве РФ.
Наряду с министерством экономического развития, Министерством финансов свои прогнозы составляет Центральный банк, а также не зависимые аналитические центры и институты.
Прогноз социально-экономического развития – это базис, на основе которого строится макроэкономическая (в частности, бюджетная) политика как в долгосрочном, так и в средне- и в краткосрочном периодах.
Цели бюджетной политики конкретизируются в ежегодном бюджетном послании Президента к Федеральному собранию. На уровне субъектов РФ с бюджетным посланием выступает глава исполнительной власти с соответствующей административно-
В соответствии с бюджетным посланием разрабатываются основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый
6
год. На этапе бюджетных проектировок разрабатывается перспективный план, который законодательно не утверждается и носит в основном информативную функцию, Его цель заключается в информировании законодателей, которые будут утверждать бюджет, о среднесрочных тенденциях экономического и социального развития, финансовых последствиях разрабатываемых законов и программ. Составление проекта бюджета возложено на Правительство РФ, и должно начинаться не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (т.е. не позднее, чем в марте). После одобрения правительством прогноза социально-экономического развития Министерство финансов осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета, направляет бюджетные корректировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год. Далее происходит распределение объемов бюджетных средств между бюджетополучателями в соответствии с функциональной и экономической классификации расходов. Согласовываются интересы всех ведомств, оцениваются их предложения и выстраивается система приоритетов. Представляя в Министерство финансов заявки на финансирование собственных расходов, ведомства обосновывают свои расходы с использованием различных методов бюджетирования. Традиционным методом является постоянное бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серьезный минус этого метода бюджетирования будет заключаться в том, что не анализируется эффективность, а следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом. Более прогрессивными, по сравнению с постатейными, считаются и методы программно - целевого (или ориентировочного на результат) бюджетирования. Их суть заключается в том, что при бюджетном планировании указываются расходы и отдача от них, экономическая и социальная эффективность деятельности того или иного бюджетополучателя. Программно-целевое бюджетирование заключается в том, что при составлении заявки на финансирование каждое министерство или ведомство формирует долгосрочные цели своей деятельности, согласованные с целями общегосударственной политики, представляет варианты достижения поставленных целей и в соответствии с