Бюджетный дефицит: причины возникновения, формы покрытия, мероприятия по управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
1. Бюджетный дефицит: причины возникновения, формы покрытия, мероприятия по управлению
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения................4
1.2 Формы покрытия бюджетного дефицита........................................................7
1.3 Мероприятия по управлению бюджетным дефицитом.................................8
2. Характеристика дефицита государственного бюджета СССР в 1980-90гг..........................................................................................................................10
Заключение ............................................................................................................13
Список литературы ...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Финансы Курсовая.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

·  внедрить жесткий режим экономии бюджетных средств;

·  перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных ссуд субъектам ведения хозяйства;

·  внедрить научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности;

·  создать благоприятные экономические условия для субъектов хозяйствования путем уменьшения налоговой давки;

·  широкое привлечение в страну иностранного капитала;

·  сокращение объемов государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;

·  снижение расходов на управление и т.п

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

2. Характеристика  дефицита государственного бюджета  в СССР 

в 1980-90гг.

На протяжении 1985—1990 год Советскому союзу не удавалось  сбалансировать госбюджет: расходы  превышали доходы.

Официально государственный бюджет, предусматривающий дефицит, впервые в СССР был принят в 1988 г., признаки бюджетной несбалансированности стали проявляться еще в 70-х годах. Со временем бюджетный дефицит стал нарастать. Формой проявления бюджетного дефицита была, в частности, скрытая (подавленная) инфляция. Конкретными причинами возникновения бюджетных дефицитов в СССР стали:

• падение темпов роста  производства;

• наличие большого числа  планово-убыточных предприятий;

• рост расходов на оборону;

• огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнормативных запасов;

• сокращение поступлений  от продажи нефти в связи с  падением мировых цен;

• сокращение импорта  потребительских товаров;

• уменьшение поступлений  налога с оборота в связи с  реформой цен 1982 г. и проведением антиалкогольной кампании 1984 г.

В 90-х годах к прежним причинам бюджетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с сокращением  объема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей – стало еще одной причиной сужения доходной базы бюджета.

По итогам 1991 года дефицит бюджета  бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом уровне - 10,8 %.  
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность. Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальных бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 года они достигли 68,7 %. Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства увеличилось за этот период с 10 % до более трети (около 19 % - за счет прироста внутреннего долга, около 16 % - внешнего).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к  серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

Решение проблемы дефицита бюджета (или  хотя бы уменьшение его доли в бюджете  государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007

2. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005.

3. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009.

 




Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения, формы покрытия, мероприятия по управлению