Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:05, контрольная работа
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.
Введение ..................................................................................................................3
1. Бюджетный дефицит: причины возникновения, формы покрытия, мероприятия по управлению
1.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения................4
1.2 Формы покрытия бюджетного дефицита........................................................7
1.3 Мероприятия по управлению бюджетным дефицитом.................................8
2. Характеристика дефицита государственного бюджета СССР в 1980-90гг..........................................................................................................................10
Заключение ............................................................................................................13
Список литературы ...............................................................................................
· внедрить жесткий режим экономии бюджетных средств;
· перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных ссуд субъектам ведения хозяйства;
· внедрить научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности;
· создать благоприятные экономические условия для субъектов хозяйствования путем уменьшения налоговой давки;
· широкое привлечение в страну иностранного капитала;
· сокращение объемов государственного сектора экономики и, соответственно, бюджетного финансирования;
· снижение расходов на управление и т.п
Сущность государственного
бюджета любой страны определяется
ее социально-экономическим
2. Характеристика
дефицита государственного
в 1980-90гг.
На протяжении 1985—1990 год Советскому союзу не удавалось сбалансировать госбюджет: расходы превышали доходы.
Официально государственный бюджет, предусматривающий дефицит, впервые в СССР был принят в 1988 г., признаки бюджетной несбалансированности стали проявляться еще в 70-х годах. Со временем бюджетный дефицит стал нарастать. Формой проявления бюджетного дефицита была, в частности, скрытая (подавленная) инфляция. Конкретными причинами возникновения бюджетных дефицитов в СССР стали:
• падение темпов роста производства;
• наличие большого числа планово-убыточных предприятий;
• рост расходов на оборону;
• огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнормативных запасов;
• сокращение поступлений от продажи нефти в связи с падением мировых цен;
• сокращение импорта потребительских товаров;
• уменьшение поступлений налога с оборота в связи с реформой цен 1982 г. и проведением антиалкогольной кампании 1984 г.
В 90-х годах к прежним причинам бюджетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с сокращением объема ВВП. Падение объема производства, естественно, привело к сокращению доходной базы бюджета. Уклонение от налогов в условиях несовершенства налогового законодательства и существующего в обществе отношения к обязательности налоговых платежей – стало еще одной причиной сужения доходной базы бюджета.
По итогам 1991 года дефицит бюджета
бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП. Резкое увеличение
дефицита государственного бюджета привело
к нарастанию инфляционных процессов,
поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически использовало денежно-кредитную
эмиссию. Только за три квартала 1991 г. рублевая
масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.
руб., и ситуация продолжала ухудшаться.
Нарастание инфляционных процессов выразилось
в росте цен на товары и услуги (видимая
инфляция), и резком повышении уровня неудовлетворенного
платежеспособного спроса (скрытая инфляция).
До 1994 года дефицит бюджета продолжал
оставаться на критическом уровне - 10,8
%.
Отказ властей от использования первичной
кредитной эмиссии Центрального банка
для финансирования бюджетного дефицита
в 1995 - 1996 годах привел к радикальному сокращению
темпов инфляции и существенному оздоровлению
общеэкономической ситуации. Однако подавление
инфляции было достигнуто лишь за счет
превращения бюджетного дефицита в государственную
задолженность. Место кредитов Центрального
банка заняли займы внутри страны и за
рубежом. Если в 1994 г. внутренние и внешние
займы составляли 21,5 % реальных бюджетных
доходов, то уже в первой половине 1996 года
они достигли 68,7 %. Финансирование же за
счет займов расходов федерального правительства
увеличилось за этот период с 10 % до более
трети (около 19 % - за счет прироста внутреннего
долга, около 16 % - внешнего).
Заключение
Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
Список литературы
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007
2. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005.
3. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009.