Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать деятельность Пенсионного фонда и определить его развитие на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо определить задачи данной курсовой:
изучить историю развития Пенсионного фонда РФ;
определить функции и задачи Пенсионного фонда;
рассмотреть правовой статус и структуру Пенсионного фонда РФ,
исследовать перспективы совершенствования пенсионной системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. История развития Пенсионного Фонда РФ………………………………………...5
2. Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.1 Правовой статус и структура Пенсионного Фонда РФ………………………….13
2.2 Функции и задачи Пенсионного Фонда РФ……………………………………..15
2.3 Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ……………..19
3. Пенсионный фонд России в современных условиях……………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………………………….31
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, можно сделать вывод, о  том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Пенсионный фонд России в современных условиях 

      Пенсионный  фонд был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления средствами пенсионной системы России.

      С созданием Пенсионного фонда средства пенсионной системы государства были выведены из государственного бюджета и стали самостоятельной сферой бюджетного процесса. Во время его существования происходили многочисленные изменения. Так в 2007 году на Пенсионный фонд была возложена задача выдачи государственных сертификатов на материнский капитал и выплата средств материнского капитала.

      Изначально  предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на материнский  капитал будут направляться в  Пенсионный фонд (из бюджета) не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами материнского капитала до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 года в связи со сложной экономической ситуацией Правительством было принято решение направлять средства материнского капитала на погашение жилищных кредитов семьи независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки Пенсионный фонд провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс выплаты материнского капитала был запущен.

      Ключевым  годом в истории Пенсионного  фонда стал юбилейный, 2010 год. Впервые  Пенсионный фонд в полном объеме объединил  две основные функции: администрирование страховых взносов и выплату пенсий.

      Замена  ЕСН4 на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года задала направление развития пенсионной системы – к окончательному переходу на страховые принципы.

      А Пенсионный фонд стал администратором  взносов не только в пенсионную систему, но и в систему обязательного медицинского страхования. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования передана от налоговых органов Пенсионному фонду.

      В короткие сроки Пенсионный фонд разработал и внедрил необходимое программное  обеспечение, довел до работодателей  формы и регламенты отчетности. Уже в течение 2010 года Пенсионный фонд трижды принимал отчетность – за первый квартал, полугодие и девять месяцев – от 3,6 млн. работодателей.

      2010 год начался для Пенсионного  фонда с валоризации пенсионных  прав граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

      Валоризация позволила увеличить пенсии с 1 января 2010 года у 36 млн. пенсионеров. Основные ее результаты указаны в Приложении 2. Средняя сумма увеличения пенсии у получателей трудовой пенсии по старости составила 1 090 руб.

      Кроме валоризации, с 1 апреля была проведена индексация трудовых пенсий на 6,3% и социальных пенсий на 8,8%. 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%.

      Для поддержания доходов неработающих пенсионеров на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, определенного в субъекте Российской Федерации, с 1 января 2010 года производятся региональные или федеральные социальные доплаты к пенсии. Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составляет по регионам от 537 до 1 547 руб.

      Важным  направлением по совершенствованию  механизма пенсионных накоплений граждан  является Программа государственного софинансирования трудовой пенсии, стартовавшая в октябре 2008 года.

      На  сегодняшний день в нее вступили почти 3,6 млн. человек, из которых платежи дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд произвели 752 тыс. человек на общую сумму 5 млрд. руб. Средний размер уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов – 6 тыс. руб. за год.

      Еще в мае 2010 года участники Программы, делавшие взносы в 2009 году, получили средства государственного софинансирования на общую сумму 2,5 млрд. руб.

      Пенсионный  фонд сегодня – это:

      а) выплата пенсий почти 40 миллионам  пенсионеров – только одна из многочисленных функций Пенсионного фонда.

      б) Пенсионный фонд ориентирован и на молодежь, т.к. именно Пенсионный фонд формирует будущую пенсию ныне работающих людей и собирает страховые взносы с 10 миллионов работодателей.

      в) Пенсионный фонд выплачивает различные  виды пособий 18 миллионам человек.

      г) Пенсионный фонд работает с 2,5 миллионами семей, получивших материнский капитал.

      д) Пенсионный фонд ведет учет пенсионных прав более 100 миллионов человек, в  т.ч. работающих граждан. В его основе лежит система персонифицированного учета, которая является одной из самых высокотехнологичных не только в России, но и в мире.

      е) Пенсионный фонд уже третий год является оператором уникальной Программы государственного софинансирования пенсии, которая дает возможность гражданам увеличить  будущую пенсию при финансовой поддержке государства. К концу 2010 года в Программу вступили почти 4 млн. россиян.

      Одно  из главных достижений пенсионной системы  в 2010 году – повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан:

      - пенсии были повышены на 23%;

      - в целом расходы бюджета на выплату пенсий увеличились на 45% по сравнению с 2009 годом

      В стране не осталось пенсионеров, чьи  доходы были бы меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. Этот шаг по достоинству оценили зарубежные коллеги, назвав его беспрецедентным: в годы мирового финансового кризиса российское Правительство, в отличие от многих европейских стран, выполнило взятые на себя социальные обязательства в полном объеме.

      В 2011 году Правительство Российской Федерации  планирует улучшить деятельность Пенсионного  фонда по следующим статьям:

  • с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии 36,6 миллионов пенсионеров будут проиндексированы на 8%;
  • социальные пенсии в 2011 году в общей сложности увеличатся на 9,1%, в том числе с 1 апреля на 8% для 3,3 миллионов пенсионеров;
  • 1 апреля 2011 года размеры единовременной денежной выплаты увеличатся на 6,5% для 17 миллионов человек.5 Плановый проект бюджета Пенсионного Фонда России представлен в Приложении 3.

      Долгосрочные меры совершенствования пенсионной системы должны завершить формирование страховых механизмов:

      - последовательный вывод в течение  переходного периода не менее  15-20 лет всех видов досрочных  (льготных) пенсий (Списки 1 и 2, Крайний  Север, выслуга лет и т.п.)

      - усиление требований к условиям  формирования пенсионных прав  по стажу и страховым взносам путем постепенного повышения до 30 лет продолжительности страхового стажа, необходимого для получения полной трудовой пенсии в размере не менее 40% заработка, на который начислялись взносы. При этом выход на пенсию до выработки установленной продолжительности страхового стажа может быть разрешен при определенных условиях (на Западе, т.н. «гибкий пенсионный возраст»), однако пенсия должна сокращаться пропорционально увеличению периода выплаты;

      - экономически эффективное стимулирование  продолжения трудовой деятельности после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии;

      - нельзя рассматривать и такой  общепризнанный резерв повышения эффективности пенсионной системы как повышение общеустановленного пенсионного возраста, но только с учетом ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (мужчин и женщин раздельно). Однако актуарно обоснованно  исходя из нашей демографии и рынка труда увеличение пенсионного возраста не более чем на 1 месяц за год вплоть до 2025-2030 гг. Впрочем, как показывает мировая практика именно такая схема применяется и в западных пенсионных системах. В результате повышение возраста растягивается на два0три десятка лет.

      Актуарно  обоснованный комплекс мер уже в  первые годы их осуществления позволит обеспечить реализацию основных страховых принципов в деятельности ПФР, что в конечном итоге обеспечивает и поддерживает его долгосрочную финансовую устойчивость при условии одновременной реализации мер по улучшению макроэкономической и демографической ситуации.     
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Различные формы заботы общества о нетрудоспособных появились еще в Древнем мире, но сначала они носили характер отдельных  мер. В настоящее время материальное обеспечение детей, инвалидов и престарелых является главным направлением социальной политики государства. В Российской Федерации право на получение пенсии устанавливается конституционно. В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ» назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Граждане РФ, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.

      Широкое распространение в нашей стране получили льготные пенсии за работу на предприятиях с вредными условиями труда, что приводит к непозволительной расточительности нынешней пенсионной системы. Преобразование льготного пенсионного обеспечения должно стать одним из основных направлений пенсионной реформы, так как, если ничего не менять,  из-за сложившейся масштабной системы льгот, даже при нормальной экономике, вряд ли возможно поддержание выплачиваемых пенсий на хорошем уровне.

      Изначально  в СССР выплата пенсий осуществлялась в полном объеме "за счет средств  федерального бюджета, но в дальнейшем в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был создан специальный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации. Его средства формируются за счет страховых взносов работников и работодателей, а так же ассигнований из федерального бюджета. Кроме Пенсионного фонда назначением и выплатой пенсий занимается  Министерство  социальной  защиты.   Министерство   связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными переводами. Но в процессе деятельности Пенсионного фонда выявились многие недостатки существующей системы пенсионного обеспечения в РФ, и в настоящее время требуются решительные попытки ее реформирования.

      Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий.

      Однако, как показала практика, работа Пенсионного  фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб, органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с.
  2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Юрайт, 2010г. -642 с.
  3. Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)
  4. Федеральный закон от 22.07.2010 N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 07.07.2010)
  5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ //КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф/АО «Консультант Плюс». М., 2001. Последние изменения и дополнения 01.03.2009
  6. Положение Федерального закона от 15.12.2001 №166 -ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с измен. и дополнениями от 21.12.2006г. )
  7. Агапцов, С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения. – М. "Финансы и статистика", 2007г. – 256 с.
  8. Алешин, В. А. Финансы: Учебник / В. А. Алешин, А. И. Зотова; под общ. ред. В. А. Алешина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.
  9. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. – М.: Экономист, 2008г. -432с.
  10. Батурин, Л. А. Финансы в системе государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Л. А. Батурин. – Ростов-на-Дону: Март, 2005. – 251 с.
  11. Вахрин, П. И. Финансы и кредит: Учебник / П. И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2005. – 584 с.
  12. Владимиров,  М. П.  Деньги, кредит банки: учеб. пособие / М. П. Владимиров, А. И. Козлов; под общ. ред. М. П. Владимирова.  - 3-е изд.- М.: КНОРУС, 2007.- 288 с.
  13. Грачева, Е.Ю. Налоговое право / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлева, Э.Д. Соколова; М.,2007г. -220с.
  14. Деева, А. И. Финансы и кредит: учеб. пособие / А. И. Деева. – М.: КноРус, 2009. – 544.
  15. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 160 с.
  16. Жуков, Е. Ф. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / Е. Ф. Жуков. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 543 с.
  17. Иванова, С. П.  Деньги, кредит банки: учеб. пособие / С. П. Иванова. - М.: Дашков и К, 2007. - 204 с.
  18. Ковалева, А. М. Финансы: Учебник / А. М. Ковалева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.- 640  с.
  19. Колпакова, Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие / Г. М. Колпакова. - М.: 2001.
  20. Кузьмина, А. Эволюция и рыночная трансформация пенсионной системы Российской Федерации /А. Кузьмина// Вопросы социального обеспечения – 2006. №11. – С.11-14.
  21. Куликова Э.В. Учитываем убыток в целях исчисления налога на прибыль / Э.В. Куликова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. -2009г. -№27 -100с.
  22. Лаврушин, О. И.  Деньги, банки, кредит: учеб. пособие / О. И. Лаврушин. – М.: КНОРУС, 2007.-320 с.
  23. Литовченко, В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко. -  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 588 с.
  24. Литовских, А. М. Финансы и кредит: Методическое пособие по проведению практических занятий / А. М. Литовских. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 40 с.
  25. Поляк, Г. Б. Территориальные финансы: учеб. пособие / Г. Б. Поляк. - М.: вузовский учебник, 2006.- 479 с.
  26. Роик, В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2007. – с. 48.
  27. Романовский, М. В. Финансы: Учебник / М. В. Романовский. – М.: Юрайт, 2006. – 518 с.
  28. Титова, Н. Е. Деньги, кредит, банки: Учебник / Н. Е. Титова. – М.: Владос, 2003. – 398 с.
  29. Федоров, Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
  30. Янковский, К. П., Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.- метод. пособие / К. П. Янковский, А. И.  Балабанов; под общ. ред. К. П. Янковского. -  СПб.: 2001.

Информация о работе Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России