Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и её структура в РФ……………………………………………………………...4
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………12
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………………
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2009 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2010 году до 19,5% в 2011 году и до18,0% к ВВП в 2012 году.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2010 год определен на уровне 9 886,9 млрд. рублей (22,9% ВВП), на 2011 год – 9 389,8 млрд. рублей (19,5% ВВП), на 2012 год – 9 681,0 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуются снижением в 2010 году на 0,4 %, в 2011 году на 5,0% и повышением в 2012 году на 3,1%, в реальном выражении снижением соответственно на 9,5 %, 12,1% и 3,6 процента (Таблица 3).
Формирование расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов:
выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц; социальные пособия и компенсации с их индексаций исходя из прогнозного уровня инфляции в 2011 и 2012 годах; сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях на уровне 2010 года; финансовое обеспечение судебной системы; обслуживание государственного долга Российской Федерации; выполнение международных и налоговых обязательств федеральных бюджетных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации; предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение "делегированных" полномочий; выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются: обеспечение федеральных обязательств по оплате труда (денежному довольствию, денежному вознаграждению, денежному содержанию, заработной плате) военнослужащих и приравненных к ним лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая судей Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, прокурорских работников и следователей, работников федеральных бюджетных учреждений с сохранением действующих в текущем году условий оплаты труда указанных работников; обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности; реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование"; поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций; развитие транспортной системы; поддержка агропромышленного комплекса и развитие села; обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих; подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году); предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера, в том числе на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации; определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от не первоочередных расходов.
Таблица 3 Расходы федерального бюджета по разделам классификации
| 2009 | 2010 | Изменение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млрд. рублей | Доля в общем объеме расходов, % | (проект), млрд. рублей | Доля в общем объеме расходов, % | |||
в млрд. рублей | в % | |||||
ВСЕГО | 9 931,4 | 100,0 | 9 886,9 | 100,0 | -44,5 | -0,4 |
Общегосударственные вопросы | 959,3 | 9,7 | 1 186,7 | 12,0 | 227,4 | 23,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ | 756,5 | 7,6 | 882,7 | 8,9 | 126,2 | 16,7 |
Обслуживание государственного долга РФ | 202,8 | 2,0 | 304,0 | 3,1 | 101,2 | 49,9 |
Национальная оборона | 1 211,9 | 12,2 | 1 253,2 | 12,7 | 41,3 | 3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 006,3 | 10,1 | 1 062,4 | 10,7 | 56,1 | 5,6 |
Национальная экономика | 1 845,7 | 18,6 | 1 347,1 | 13,6 | -498,6 | -27,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 142,9 | 1,4 | 137,7 | 1,4 | -5,2 | -3,6 |
Охрана окружающей среды | 13,3 | 0,1 | 12,2 | 0,1 | -1,1 | -8,3 |
Образование | 413,1 | 4,2 | 398,7 | 4,0 | -14,4 | -3,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 114,7 | 1,2 | 108,2 | 1,1 | -6,5 | -5,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 348,2 | 3,5 | 332,6 | 3,4 | -15,6 | -4,5 |
Социальная политика | 331,3 | 3,3 | 328,7 | 3,3 | -2,6 | -0,8 |
Межбюджетные трансферты | 3 544,6 | 35,7 | 3 719,3 | 37,6 | 174,7 | 4,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Межбюджетные трансферты субъектам РФ | 1 474,2 | 14,9 | 1 123,0 | 11,4 | -351,2 | -23,8 |
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ | 2 070,4 | 20,8 | 2 596,4 | 26,3 | 526,0 | 25,4 |
Таким образом, представленные проектировки соответствуют стратегии обеспечения макроэкономической стабильности и сбалансированного экономического роста, повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета.
ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ
Сумма (тыс. рублей)
┌─────────────────────────────
│ Наименование │ 2010 год │ 2011 год │ 2012 год │
└─────────────────────────────
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2 936 910 907,6 1 934 113 566,8 1 611 353 397,8
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2 507 330 610,0 1 419 717 127,4 1 036 508 018,8
Разница между средствами,
поступившими от размещения
государственных ценных бумаг
Российской Федерации, номинальная
стоимость которых указана в
валюте Российской Федерации, и
средствами, направленными на их
погашение
Изменение остатков средств на
счетах по учету средств
федерального бюджета в течение
соответствующего финансового года 2 245 870 113,4 762 400 000,0 812 900 000,0
в том числе:
изменение остатков средств
Резервного фонда 1 860 103 725,1 0,0 0,0
изменение остатков средств Фонда
национального благосостояния 385 766 388,3 762 400 000,0 812 900 000,0
Иные источники внутреннего
финансирования дефицита
федерального бюджета -306 921 859,1 -91 280 850,6 -12 906 349,5
ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 429 580 297,6 514 396 439,4 574 845 379,0
Разница между средствами,
поступившими от размещения
государственных займов, которые
осуществляются путем выпуска
государственных ценных бумаг от
имени Российской Федерации и
номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте, и
средствами, направленными на их
погашение
Разница между полученными и
погашенными Российской Федерацией
в иностранной валюте кредитами
иностранных государств, включая
целевые иностранные кредиты
(заимствования), с учетом
средств, перечисленных из
федерального бюджета российским
поставщикам товаров и (или) услуг
на экспорт в счет погашения
государственного внешнего долга
Российской Федерации,
международных финансовых
организаций, иных субъектов
международного права и
иностранных юридических лиц -54 628 361,0 -46 722 023,2 -45 061 254,9
Иные источники внешнего
финансирования дефицита
федерального бюджета -68 301 011,5 -51 016 274,5 -60 233 358,6
──────────────────────────────
Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета
В 2011 году и в среднесрочной перспективе необходимо осуществить действия по следующим направлениям.
1. Минимизация бюджетных рисков
Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза.
В федеральном бюджете на 2011 год должен быть предусмотрен достаточный объем резервов, которые могли бы использоваться по решениям Правительства Российской Федерации, а на 2012 и 2013 годы необходимо увеличить объемы условно утверждаемых расходов.
Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами.
В связи с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.
Кроме того, необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими обязательствами. Правительству Российской Федерации нужно определить возможные варианты действий в случае, если условные обязательства придется исполнять.
2. Эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда
Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему.
Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения в финансировании дефицита бюджета доли государственных заимствований и, на последующем этапе, средств от приватизации федерального имущества.
Управление средствами Резервного фонда должно оставаться консервативным.
Цель Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как обеспечение стабильности бюджетной системы, в том числе поддержка пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния на решение текущих экономических задач.
Следует также сформировать на долговременной основе эффективный механизм управления средствами Фонда, их надежного инвестирования. Предлагаю рассмотреть вопрос о создании в этих целях специализированного государственного агентства.
3. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета
Все необходимые меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года.
Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
4. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств
Организации ритмичного исполнения бюджета могло бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей.
В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.