Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:05, курсовая работа
Бюджетная система РФ: характеристика отдельных звеньев бюджетной системы, проблемы бюджетной системы в России
Введение
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1. Основные черты бюджетной системы РФ
1.2. Принципы бюджетной системы РФ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Федеральный бюджет РФ
2.2. Бюджеты субъектов РФ
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности и недостатки бюджетной системы РФ
3.2. Бюджетная политика и ее влияние на совершенствование бюджетной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
Одним
из главных направлений
В
приложении 5 и 6 приводятся доходы и расходы
местного бюджета РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. [19, стр. 209]
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
Внебюджетные
фонды – это форма
Согласно Закону РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти был вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели – сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
Начиная
с 1992 г. В РФ создано и действует
большое количество внебюджетных фондов.
В зависимости от уровня управления внебюджетные
фонды подразделяются на государственные
(федеральные) и региональные; по целевому
назначению – на экономические и социальные.
Общее число федеральных внебюджетных
фондов – 40, из них основные социальные
фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования. К экономическим относятся
Российский фонд технологического развития
и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР,
финансовые фонды поддержки отраслей,
фонды финансового регулирования, инвестиционные
фонды и др. [19, стр. 215]
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. [1, ст. 129]
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.
Бюджетный федерализм является формой организации бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. [16, стр. 10] К его основным принципам относятся:
В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровень без адекватной передачи доходных источников. Это ведет не к сбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов, и муниципального долга. Сохраняется очень высокой доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаимные расчеты и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков:
В
целях преодоления указанных
недостатков и
Решение
этих задач предъявляет высокие
требования к качеству бюджетного законодательства,
определяющего основы взаимоотношений
между бюджетами разных уровней. Четкое
разграничение прав, полномочий и выполняемых
органами власти и органами местного самоуправления
функций, определение ответственности
за выполнение своих обязательств в бюджетном
процессе, создание механизма реальной
судебной защиты бюджетных прав региональных
органов власти и органов местного самоуправления,
законодательное закрепление механизмов
предоставления финансовой помощи являются
необходимыми условиями эффективного
функционирования бюджетной системы РФ
на принципах бюджетного федерализма.
[14, стр. 18]
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. [11, стр. 16]
В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2009 и на период 2010 - 2011 годы» главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходы бюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).
То есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения. [11, стр. 17]
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [19, стр. 46]
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: