Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система РФ: характеристика отдельных звеньев бюджетной системы, проблемы бюджетной системы в России

Содержание

Введение
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1. Основные черты бюджетной системы РФ
1.2. Принципы бюджетной системы РФ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Федеральный бюджет РФ
2.2. Бюджеты субъектов РФ
2.3. Местные бюджеты
2.4. Внебюджетные фонды
3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Особенности и недостатки бюджетной системы РФ
3.2. Бюджетная политика и ее влияние на совершенствование бюджетной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

     Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

     Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.[9, стр. 318]

     В приложении 5 и 6 приводятся доходы и расходы местного бюджета РФ.  
 

    1. Внебюджетные  фонды
 

     В соответствии с Бюджетным кодексом вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

    • на социальное обеспечение по возрасту;
    • на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
    • на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. [19, стр. 209]

     Внебюджетные  фонды представляют собой составную  часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет единого социального налога;
    • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ;
    • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
    • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

     Внебюджетные  фонды – это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. [19, стр. 213]

     Согласно  Закону РФ «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти был вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели – сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

     Начиная с 1992 г. В РФ создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов – 40, из них основные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др. [19, стр. 215] 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    1. Особенности и недостатки бюджетной системы РФ
 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих  бюджетов. [1, ст. 129]

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

    • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
    • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
    • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
    • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
    • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации. [1, ст. 130]

     Исходя  из этих принципов, можно сказать, что  в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.

     Бюджетный федерализм является формой организации  бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. [16, стр. 10] К его основным принципам относятся:

    • сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы;
    • четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней;
    • самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему;
    • прозрачность межбюджетных отношений.

     В Российской Федерации указанные  принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами  растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровень без адекватной передачи доходных источников. Это ведет не к сбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов, и муниципального долга. Сохраняется очень высокой доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаимные расчеты и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков:

    • он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов РФ и муниципальных образований;
    • недостаточно стимулирует региональные органы власти и органы местного самоуправления;
    • укрепляет собственную налоговую базу;
    • не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в средствах;
    • не предполагает необходимой прозрачности методик расчета финансовой помощи. [24, стр. 327]

     В целях преодоления указанных  недостатков и совершенствования  взаимоотношений между бюджетами  разных уровней принята и реализуется  Программа развития бюджетного федерализма  в РФ на период до 2005 г, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15. 08. 2001 № 584. Основными задачами Программы являются:

    • упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
    • четкое разграничение расходных полномочий между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления;
    • разграничение на постоянной основе налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
    • формирование объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов и муниципальных образований;
    • повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне. [3]

     Решение этих задач предъявляет высокие  требования к качеству бюджетного законодательства, определяющего основы взаимоотношений между бюджетами разных уровней. Четкое разграничение прав, полномочий и выполняемых органами власти и органами местного самоуправления функций, определение ответственности за выполнение своих обязательств в бюджетном процессе, создание механизма реальной судебной защиты бюджетных прав региональных органов власти и органов местного самоуправления, законодательное закрепление механизмов предоставления финансовой помощи являются необходимыми условиями эффективного функционирования бюджетной системы РФ на принципах бюджетного федерализма. [14, стр. 18]   
 

    1. Бюджетная политика и ее влияние  на совершенствование  бюджетной системы
 

     Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. [11, стр. 16]

     В «Основных направлениях бюджетной  и налоговой политики на 2009 и на период 2010 - 2011 годы» главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

     В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что  расходы бюджетной системы в  реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать,  а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).

     То  есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается  стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста.  Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения. [11, стр. 17]

     Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [19, стр. 46]

     В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

    • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    • уровень выполнения бюджетных обязательств;
    • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    • уровень монетизации бюджетного дефицита;
    • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    • динамику валового внутреннего продукта;
    • уровень безработицы;
    • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. [19, стр.47]

Информация о работе Бюджетная система РФ