Бюджетная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:17, доклад

Описание работы

Масштабная бюджетная реформа ожидает Россию в ближайшие годы. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты последующих лет уже полностью готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства и министерства будут подходить к новым принципам работы только формально.

Работа содержит 1 файл

Основные направления бюджетной политики.docx

— 20.53 Кб (Скачать)

    Масштабная  бюджетная реформа ожидает Россию в ближайшие годы. Как следует  из программы повышения эффективности  бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и  ведомства будут получать государственные  деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой  принцип Минфин планирует при  подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты  последующих лет уже полностью  готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства  и министерства будут подходить  к новым принципам работы только формально.

    Минфин  опубликовал программу повышения  эффективности бюджетных расходов. Основной момент в ней - переход на программно-целевой принцип работы федеральных и муниципальных  органов власти.

    В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной  целевой программе.

    Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.

    Для повышения эффективности бюджетных  расходов Минфин также предлагает формировать  долгосрочный (на срок не менее 12-15 лет) экономический и бюджетный прогноз, при этом министерство считает, что  верстать федеральный бюджет надо только на основе консервативного прогноза (другие варианты - "для информирования бизнеса и международного сообщества").

    Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

    Опробовать  программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным.

    Основные  направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

  1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

    Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

    Доходы  федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в  2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах был связан с реализацией антикризисных мер.

    В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

    В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов  в 2010-2013 годах (таблица 1.1).

    По  последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

    В 2000-2007 гг. размер ненефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП (рисунок 2).

    Снижение  общего дефицита федерального бюджета  до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что  ненефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.

      2. Основные цели  бюджетной политики

    Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

    Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

    1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

    2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

    3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

    4) повышение качества человеческого  капитала;

    5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

    6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

3. Основные параметры  бюджетной системы  и основные характеристики  федерального бюджета  на 2011 год и на  плановый период 2012 и 2013 годов

    Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 3.1).

    Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 3).

4. Основные положения,  принятые за основу  при формировании  прогноза доходов  федерального бюджета  на 2011-2013 годы

    Прогноз доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы  произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

    Основные  показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2011-2013 годы, представлены в таблице 4.1.

5. Основные подходы  к формированию  бюджетных расходов 

    Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 5.1).

    С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным  ростом расходов в указанной сфере  в среднем на 7 процентов.

    Увеличится  объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью  отнесенных к ведению Российской Федерации.

    В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3.6).

      Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 3.7).

      Государственный долг

    Политика  в области гос. долга Российской Федерации на 2011-2013 годы будет направлена на:

    - обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

    - развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

    - поддержание высокого уровня  кредитных рейтингов России инвестиционной  категории.

    Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга (рисунок 4).

    Политика  в области восстановления дореформенных  сбережений граждан Российской Федерации  будет направлена на продолжение  в 2011-2013 годах проведения компенсационных  выплат.

    В 2011-2013 годах на компенсационные выплаты  по гарантированным сбережениям  граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей  сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно. 

    Заключение

    На  первый взгляд бюджетная реформа как таковая хороша, и если ее будут реализовывать последовательно и в умеренных дозах, она даже может сработать. Если же ее попытаются внедрить сразу как «большую красивую реформу» – это будет очень большое зло. На административную реформу в 2004 тоже возлагали очень большие надежды… и где та красивая структура министерств с одним замминистра, служб и агентств вертящихся на своих орбитах… видимо там же, куда может попасть и бюджетная реформа.

Информация о работе Бюджетная реформа