Базельское соглашение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:41, доклад

Описание работы

Документы Базельского комитета по банковскому надзору не является международным органом, который вправе устанавливать обязательные правила для государств, надзорные органы которых входят в Комитет, как и для иных государств; акты не считаются юридически обязательными и относятся к так называемому мягкому праву (soft law). Комитет не может рассматриваться в качестве своеобразного супернадзорного органа.

Работа содержит 1 файл

Базель II.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

     Четвертый принцип состоит в том, что органы надзора должны заблаговременно принимать меры, необходимые для предотвращения ситуации недостаточной обеспеченности банка капиталом. В научной литературе встречаются предложения определить дополнительное пороговое значение для коэффициента достаточности собственных средств, ниже которого банк становится объектом более пристального внимания для регулирующих органов; проводятся более тщательные проверки и пр.

     «Столп третий». Рыночная дисциплина.

     Соглашение  устанавливает, что регулирующие органы должны вступать в диалог с банками  с целью реализации требований к  дополнительному раскрытию информации. Под дополнительным раскрытием информации подразумеваются те случаи, когда  такое раскрытие не предусматривается Международными стандартами финансовой отчетности и иными бухгалтерскими стандартами. Например, могут предусматриваться дополнительные отчеты, размещаемые на открытых интернет-сайтах, и другие меры. Безусловно, положения, касающиеся рыночной дисциплины, выглядят весьма размыто, поэтому способы конкретной их реализации также остаются под вопросом.

     Список  препятствий, затрудняющих присоединение  казахстанских банков к стандартам Нового базельского соглашения, весьма внушителен: это и отсутствие данных, и отсутствие достаточной практики оценки рисков на основе математических методов, и недостаток средств на разработку и внедрение информационно-аналитических систем. Тем не менее, игнорировать требования этого стандарта не стоит, несмотря на необязательность применения большинства его положений в настоящее время. Если казахстанские кредитные организации окажутся не в состоянии уже в ближайшие годы осуществлять свою деятельность в соответствии со складывающейся международной практикой, они будут просто вытеснены с рынка иностранными транснациональными банками.

     В соответствии с постановлением Правительства  от 3 июня 2005 года № 560 "О среднесрочном  плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы" АФН приняло решение об осуществлении перехода банковской системы Казахстана на Базель-2. И впоследствии 2 года проводится плавный переход банковской системы Казахстана к Базель-2. Не возникает никаких сомнений в том, что воплощение нового Базельского соглашения-2 в практику окажет значительное влияние как на каждый банк в отдельности, так и в целом на банковскую систему Республики. Вообще Базель-2 является шагом вперед в методике оценки рисков и определения достаточности капитала. Однако банковская система Казахстана может столкнуться с рядом следующих проблем в ходе реализации этого соглашения:

  • Базель-2 ориентирован на крупнейшие банки и развитые страны;
  • возникает проблема для тех казахстанских банков, которые имеют подразделения за рубежом, связанная с совмещением подходов к оценке достаточности капитала и надзорных требований разных стран, в которых размещены материнский и дочерний банк;
  • проблема, связанная с цикличностью экономики. Потребность в капитале по Базель-2 определяется уровнем ожидаемых потерь, оценивающихся на основе исторических данных. Поэтому при экономических подъемах и спадах возможно возникновение несоответствий между расчетными и необходимыми размерами капитала;
  • Казахстан имеет национальную структуру экономики, финансовую и банковскую систему. Различается степень развития банков, их концентрации, специализации и т. д. поэтому сформулированные Базелем-2 требования в короткий срок осуществить практически будет трудно;
  • даже в развитых странах высказываются опасения, что не все они смогут внести соответствующие изменения в законодательство и в отношении сроков реализации;
  • проблема с острым дефицитом квалифицированных специалистов по рискам, способным разрабатывать и формализовать различные методики по количественной и качественной оценке различных видов рисков и по управлению ими, учитывающие специфику банков [8].

     Таким образом, новые подходы к управлению банковскими рисками воспринимаются многими банковскими специалистами  неоднозначно. И процесс доработки  Базельского соглашения-2 видимо потребует  еще немало усилий.

     Известно, что Базель-2 основан на трех основных элементах:

  1. количественные требования по капиталу;
  2. надзор регулирующих органов;
  3. рыночная дисциплина.

     Исходя  из этого, для дальнейшего совершенствования  систем регулирования и надзора  в области банковских рисков АФН уделяет особое внимание совершенствованию системы управления рисками в банках второго уровня, особенно с учетом расширения внешней экспансии, внешнего заимствования банков и увеличения объемов кредитования, связанного с недвижимостью.

В соответствии с законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора" обеспечение прозрачности структуры собственности банков, формализация статуса лиц, оказывающих существе6нное влияние на принимаемые банками решения, определяет осуществление надзора за банковскими конгломератами, что позволяет оценить риски, которые могут повлиять на стабильность банка и связанных с ним других участников банковского конгломерата 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

1 Жуков Е.  Ф. "Общая теория денег и  кредита" - М., "Банки и биржи", 1995

2 Сейткасимов  Г. С., "Деньги, кредит, банки" - Алматы: Экономика, 1999

3 Красавина Л.  Н. "Денежное обращение и кредит  капиталистических стран" - М., 1989

4 Поляков В.  П., Л.А.Московкина "Основы денежного  обращения и кредита" - М., "Инфра-М", 1996

5 Харрис Л. "Денежная  теория" - М., 1990

6 Банковское  дело: Учебник / под ред. Г.Г.  Коробковой – М., Юристъ, 2002.

7 Финансовый  журнал "Банки Казахстана" № 8, 2007

8 Постановление  Правительства РК от 3 июня 2005г.  № 560 "О среднесрочном плане  социально-экономического развития  Республики Казахстан на 2006-2008 годы"

Информация о работе Базельское соглашение