Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:34, доклад
Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Банкротство хозяйствующих субъектов
Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Банкротство – (по Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова) 1. Несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам. 2. перен. Полная несостоятельность, провал, крушение.
Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.
Целью банкротства (как процедуры) может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией. Банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.
Нормы действующего международного права не содержат процедуры признания несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам.
Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus) . «Банком» первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.
В научных кругах нет единого мнения относительно генезиса института несостоятельности. Некоторые исследователи ведут отсчёт, начиная с норм древнейшего права, регулировавших исключительно личную ответственность несостоятельного должника. Так, по словам С.А. Карелиной, «архаическое право нельзя недооценивать и упускать из виду при исследовании генезиса института несостоятельности... поскольку оно позволяет... выявить причинно-следственные связи при обосновании социально-экономической обусловленности института несостоятельности».
Иная точка зрения, которой, в частности, придерживались почти все дореволюционные цивилисты , была следующим образом выражена в трудах Г.Ф. Шершеневича: «...в праве древних народов мы тщетно искали бы следов того сложного института, которым представляется в настоящее время институт несостоятельности... в условиях жизни того времени мы не находим почвы для проявления основной мысли, характеризующей конкурсное право, — мысли о наиболее равномерном распределении имущественных средств должника между лицами, имеющими право на них» . С этой точкой зрения сложно не согласиться. Действительно, почвой для возникновения частноправового института несостоятельности является мысль о наиболее равномерном распределении средств должника среди лиц, имеющих на них право. Предпосылками к появлению и развитию такой мысли являются, во-первых, направление исполнения на имущество, а не на лицо, и, во-вторых, переход процесса исполнения взыскания под контроль государственных органов . Пока эти предпосылки отсутствуют, нельзя говорить как о существовании института несостоятельности, так и о «генетической связи» древних уголовно-правовых норм с последующей историей развития описываемого института.
Нормы, регулирующие личную ответственность должника перед кредиторами, содержались в римском Законе XII таблиц. Он устанавливал право кредитора обратить в рабство несостоятельного должника после установления факта долга (решением суда или признанием самого должника) и отсутствия оплаты последнего должником или третьими лицами в течение 90 дней . Личные меры взыскания долга постепенно перестали удовлетворять потребностям имущественного оборота и закон, известный как lex Poetelia в 326 г. н. э. освободил несостоятельного должника от рабства в любых случаях, если последний не совершил никакого преступления.
Одновременно с исчезновением институтов личного исполнения постепенно развивался институт имущественного исполнения требований кредиторов. По словам Г.Ф. Шершеневича, «только с установлением этой системы можно видеть в римском праве зачатки современного конкурсного института» . В рамках процедуры missio in possessionem кредиторы допускались к владению имуществом должника (с целью «надзора и охранения»), и при отсутствии в течение 30 дней удовлетворения требований кредиторов имущество должника продавалось в счёт долга. Тем не менее даже продажа имущества должника не разрывала его отношений с кредиторами. Если впоследствии он приобрёл любым путём некоторое имущество, то оно должно было снова перейти кредиторам, пока долг не был погашен полностью. Льгота устанавливалась лишь институтом cessio bonorum, позволявшим должнику оставлять себе имущество, необходимое для его проживания и пропитания.
После падения Римской империи институт несостоятельности получил большое развитие в средневековой Италии. Высокая степень развития торговых отношений, которая была характерна для итальянских городов того времени, требовала развитого конкурсного законодательства. Итальянские статуты того времени содержали порой целые разделы, посвящённые несостоятельности. Институт несостоятельности в средневековой Италии в основном применялся в торговой сфере, так как вызывался требованиями торгового оборота. Существовали специальные торговые суды, где судьями были выборные из среды купцов. Тем не менее вмешательство суда не устраняло особой роли кредиторов в процессе несостоятельности.
Объявление несостоятельности могло последовать по собственной инициативе должника, либо по требованию кредиторов или суда. Имущество несостоятельного должника арестовывалось и передавалось в управление особому комитету кредиторов. Средневековое итальянское право создало способ прекращения производства, который был неизвестен Риму: мировую сделку должника с кредиторами. Условия подобных сделок сильно различались в различных городах: например, количество кредиторов, требуемое для утверждения сделки, могло быть относительным или же абсолютным. В некоторых городах мировая сделка заключалась при участии суда. Со временем процедура банкротства приобретала все более четкие процессуальные правила. С 1543 года в Англии появляется необходимость доказывания прекращения платежей для подтверждения несостоятельности, а также вводится период времени для выяснения экономического положения должника. В XVII- XIX веках с развитием торговли и частной собственности в Европе происходит расширение применения процедуры банкротства на представителей любого сословия.
Только к началу XVIII века в английской правовой системе впервые в мире сформировалось понимание того, что добросовестный банкрот, содействующий наиболее полному возмещению убытков кредиторов, может рассчитывать на прощение невыплаченных долгов, что и нашло законодательное закрепление статутом 1705 года. С этого времени устраняется уголовная ответственность при неумышленном банкротстве.
Новейшее развитие законодательства характеризуется увеличением роли восстановительных, или реабилитационных процедур, которые имеют целью восстановление платёжеспособности должника. Важным этапом на этому пути явилось принятие Кодекса о банкротстве (Bankruptcy Code) в 1978 году в США, установившего широкие возможности для применения института реорганизации неплатёжеспособного должника.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗв Российской Федерации под «несостоятельностью» («банкротством») — понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением кредитных организаций (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.
Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Для контроля за
проведением процедуры
Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).
Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.
Согласно прогнозу председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, число дел о банкротстве в России может возрасти на 30–40% в ближайшее время. При этом в результате процедуры банкротства кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время как за рубежом – около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа активов по заниженным ценам и прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.
В рамках «антикризисного пакета» еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с нового года они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.