Банковская система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является охарактеризовать современную банковскую систему РФ и особенности её развития с тем, чтобы найти пути совершенствования её деятельности.

Содержание

Введение

1 Сущность банковской системы РФ

1.1 Понятие банковской системы и ее структура

1.2 Сущность и принципы деятельности банковской системы РФ

2 Становление и развитие банковской системы Российской Федерации

2.1 Становление и развитие банковской системы РФ

2.2 Развитие банковского сектора РФ за 2007 г.

3 Пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран

3.1 Кризис банковской системы европейских стран и его влияние на банковскую систему РФ

3.2 Пути совершенствования банковской системы России в новых условиях

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

дкб.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

 

К общественным и частным  банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ  и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного  поземельного кредита (1866 г.), 80 обществ  взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудо-сберегательных товариществ, 16000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки  и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита.

 

Наиболее крупными банками  были: Петербургский международный  банк (1869 г.), Русский банк для внешней  торговли (1871 г.), Петербургский учетный  и ссудный банк (1869 г.), Петербургский  частный коммерческий банк (1864 г.), Азовско-Донской  коммерческий банк (1890 г.), Волжско-Камский  банк (1870 г.).

 

Со времени Первой мировой  войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России. В 1917 г. была декларирована монополия  на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным  банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение  Наркомфина.

 

В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Развитие политики «военного коммунизма» привело  к необходимости централизованного  бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного  банка и передачи его функций  в 1920 г. Наркомфину.

 

Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И  уже в этом же году был вновь  создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банки потребительской  кооперации и Промбанк.

 

В 1922—1924 гг. возник еще ряд  банков и кредитных учреждений, и  банковская система вновь стала  многозвенной.

 

В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его  акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении  Государственного банка СССР и занимался  кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами.

 

К 1925 г. в России существовали Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального  хозяйства (Цекомбанк), кооперативные  банки (Всекомбанк).

 

Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного  кредита, общества сельскохозяйственного  кредита, сберегательные кассы, кредитная  кооперация.

 

Появление этих звеньев кредитной  системы было обусловлено развитием  мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система  кооперативного кредитования обслуживала  все виды кооперации, а также непосредственно  крестьян и ремесленников.

 

В то же время общества взаимного  кредита стали паевыми объединениями  ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие  ссуды под контролем Наркомфина.

 

Целевое назначение каждого  ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались  привлечь клиентов из разных сфер народного  хозяйства, что снижало их риск и  придавало устойчивость.

 

Во второй половине 20-х  гг. развитие синдикатов привело к  сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей  отрасли, и распределению их между  трестами.

 

Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности  в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы.

 

В 1927 г. было принято Постановление  ЦИК и СНК СССР «О принципах  построения кредитной системы», в  соответствии с которым Государственный  банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало  право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление  ликвидировало и специализацию  банков. Очередным этапом реорганизации  стало жесткое разграничение  краткосрочного и долгосрочного  кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк  были объединены в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства.

 

Все краткосрочные кредиты  должен был выдавать Госбанк в  соответствии с квартальными планами.

 

В целом результатом 1927—1929 гг. стала ликвидация специфических  кредитных функций банков, что  превратило банковское кредитование в  разновидность государственного планового  финансирования.

 

Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Её сутью была замена коммерческого и косвенного банковского  кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена  по функциональному признаку: выделен  общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система  специализированных банков для обслуживания капитальных вложений.

 

Такая банковская система  была однозвенной, состоящей из Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного  кредитования капитальных вложений — Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую  сеть корреспондентских отношений  с иностранными банками; и сберегательных касс, представлявших собой единое общегосударственное кредитное  учреждение, обслуживающее широкие  слои населения путем привлечения  свободных средств, оплаты услуг, размещения займов

 

В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: два банка  — Сельхозбанк и Цекомбанк  были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка  был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий  и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского).

 

Окончательная структура  банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая  система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.

 

На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые  осуществляли значительное количество чисто банковских операций и также  привлекавшие средства клиентов для  осуществления высокорисковых операций.

 

Очередные изменения в  политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и  в банковской системе. В 1987 г. состоялся  Пленум ЦК КПСС, который принял решение  о ее совершенствовании.

 

В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков: Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием  промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилишно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства  и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший  население; Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую  деятельность. Такое множество банков при одноуровневой системе привело  к переплетению их функций, что еще  более обострило причины реорганизации  банковской системы.

 

 

На помощь пришел Закон  «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в  кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован  в августе 1988 г. Благоприятные условия  открытия банковских кооперативов привели  к широкой волне возникновения  банков, своеобразному «банковскому буму».

 

К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой  «банки однодневки», которые создавались  лишь для получения определенной части прибыли, после чего они  закрывались, а на их место приходились  новые, предполагавшие чрезвычайно  благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих  обязательств.

 

Определенный порядок  наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона — Закон  «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия  открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный  статус в области привлечения  вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права  осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования.

 

К моменту принятия этих законов  в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

 

Новая банковская система  складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы  на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.).

 

Крупных банков (уставный капитал  более 200 млн руб.) было 24, или 2% от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода  была "их неустойчивость, причинами  которой не в последнюю очередь  стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило  к большому числу банкротств.

 

К 1994 г. банковскую систему  можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами  и 414 кредитных учреждений.

 

Говоря о специализации  банков, надо отметить, что почти  все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались  либо как «карманные», либо на базе специализированных банков, которые  отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Росселъхозбанк, Агропромбанк.

 

Особенностью 1994 г. стало  создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного  кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный  Стандартбанк, Санкт-Петербургский  ипотечный банк.

 

Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы  не принесли. Сначала продолжился  рост количества банков — в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось их сокращение.

 

Главной причиной уменьшения количества действующих банков становятся их банкротство, ухудшение финансового  положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за 10 месяцев 1997 г. — 793. Особенно резко  снижается количество паевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось  на 100 с 1314 до 1214) и банков с иностранным  участием. Но несмотря на это, структура  коммерческих банков в стране не меняется.

 

В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», отмечено, что банковская система  России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а  также филиалы и представительства  иностранных банков.

 

Исключительное значение имело закрепление на законодательном  уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.

 

Крайне недостаточное  развитие до сих пор получили кооперативные  банки, смешанные (представляющие собой  прогрессивный вид, способные сочетать преимущества различных форм собственности), универсальные банки (не по названию или намерению, а по перечню фактически выполняемых операций) и функционально  специализированные банки (инновационных, ипотечных, биржевых и т.п.)

 

В то же время отмечается некоторый избыток следующих  видов банков: сателлитов (уставной капитал которых сформирован  преимущественно из средств клиентов, что лишает их реальной независимости, самостоятельности), «старых» банков, тесно связанных с государственной  собственностью и государственными финансами, иностранных банков.

 

В настоящее время в  банковской системе РФ заканчивается  период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят  задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и  укрупнением банковских структур.

 

Так, в 2005 году количество действующих  кредитных организаций сократилось  с 1299 до 1253. В 2005 году лицензии отозваны у 40 кредитных организаций (в том  числе у 2 из числа 200 крупнейших по размеру  активов), исключены из Книги государственной  регистрации кредитных организаций  в связи с реорганизацией в  форме присоединения 14 кредитных  организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 8 новых кредитных организаций. Таким образом, можно констатировать, что уже второй год подряд идет сокращение численности действующих кредитных организаций: если в течение 2001—2003 годов наблюдалось незначительное увеличение численности действующих кредитных организаций, то за 2004-2005 годы их количество сократилось на 76. [6]

Информация о работе Банковская система России