Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:03, реферат
Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Задачи, значение, объекты и источники контроля и аудита основных средств и нематериальных активов. 5
2. Характеристика основных нормативных актов, регулирующих методологию, методику и практику контроля и аудита. 7
3. Инвентаризация основных средств и НМА. 9
4. Проверка поступления основных средств. 10
5. Проверка выбытия основных средств. 13
6. Проверка правильности начисления амортизации. 14
Заключение 17
Список литературы. 19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Задачи, значение, объекты и источники контроля и аудита основных средств и нематериальных активов. 5
2. Характеристика
основных нормативных актов,
3. Инвентаризация основных средств и НМА. 9
4. Проверка поступления основных средств. 10
5. Проверка выбытия основных средств. 13
6. Проверка правильности начисления амортизации. 14
Заключение 17
Список
литературы. 19
Переход к рыночным отношениям в России заставил экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Контроль остаётся одним из важных элементов рыночной экономики, причём, действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.
Высшим
органом финансово-
повсеместный. Контроль над исполнением
действующего законодательства, регулирующего
финансово-хозяйственную деятельность
предприятий и организаций. Функции внутрихозяйственного
контроля в России исполняются ревизионными
и инвентаризационными комиссиями, действиями
должностных лиц.
Внутрихозяйственный
контроль можно рассматривать как контроль
административный и экономический. Администрация,
бухгалтерия, а также
руководители различных иерархических
уровней любых хозяйственных систем сами
создают и поддерживают внутрихозяйственный
контроль на применяемом для своих цепей
уровне. Он способствует предупреждению
непроизводственных расходов, контролю
над использованием своих обязанностей
и работникам и предприятия, совершенствованию
управления, что, в конечном счёте, способствует
увеличению эффективности производства.
Дни проведения независимого контроля над соблюдением законности финансово-хозяйственных операций и достоверности бухгалтерского учёта и отчётности на предприятиях и организациях создаются аудиторские фирмы.
Актуальность
внешнего и внутреннего
Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Методологической основой в изучении данного вопроса будут являются нормативные и законодательные акты регулирующие вопросы аудита в РФ. а также учебная и научная литература
Методами исследований являются абстрактно-логический монографический и экономико-аналитический.
В связи с развитием рыночных отношений в учёте основных средств произошли кардинальные изменения. Они коснулись начисления износа; учёта капитальных вложений; операций, связанных с арендой имущества; переоценкой основных средств, списания затрат на ремонт основных средств; учёта реализации основных фондов.
При аудите основных средств прежде всего надо проверить, как ведется аналитический учёт. Такой учёт организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учёт ведётся в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить их восстановить на такие средства
При использовании ЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись электронная картотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоёмкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Проверка правильности ведения аналитического учёта может быть сплошной или выборочной.
Важным
моментом в организации аналитического
учёта является качественное и своевременное
проведение их инвентаризации. Аудитор
проверяет как была проведена последняя
инвентаризация, какие были выявлены ошибки
и как они исправлены. Если инвентаризация
основных средств не проводилась более
2-3 лет, то аудитор может потребовать её
проведения. Это позволит более качественно
провести последующую проверку и уменьшить
аудиторский риск.
Синтетический учёт движения основных средств и износа ведётся в журналах-ордерах, а при использовании ЭВМ - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 04. Необходимо по этим регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом, приложением.
Задачи контроля по учёту основных средств:
1. Важной
задачей контроля по учёту
основных средств является
2. Проверка
правильности переоценки
3. При проверке необходимо обратить внимание на то, как проводилась безвозмездная передача основных средств.
4. Проверка правильности учёта отнесения затрат на ремонт основных средств. Новым аспектом в области аудита учёта основных средств является проверка организации учёта от несения затрат на ремонт основных средств.
Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учёта. Аудитор должен проверить:
1. Документальное оформление факта наличия объектов НМА и правильное отражение их первоначальной балансовой стоимости;
2. Организацию
аналитического и
3. Правильность
ежемесячного погашения
4. Правильность
списания объектов НМА с
5. Соответствие
данных синтетического и
Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы: «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств и НМА:
Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.
.
Инвентаризация - это приём ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учёта, а также для выяснения сохранности собственности в резервируемой организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, на основании которых и данных бухгалтерского учёта составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе сумм основных средств и НМА.
Основные принципы инвентаризации; внезапность, сопоставимость единиц измерения, плановость, объективность., юридическая правомочность результатов, непрерывность, полнота охвата объектов, оперативность и экономичность.
Инвентаризацию основных средств кроме скота проводят не менее 1 раза в год и не ранее 1 октября отчётного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды - не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря. Животных должны инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчётного года).
Количество и сроки инвентаризаций определяются на предприятии и фиксируются в учетной политике. Для проведения инвентаризации Приказом руководителя создаётся комиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтер и др., но не менее 3-х человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально-ответственного лица, За правильность и своевременность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Все документы составляются в 2-ух экземплярах и подписываются членами комиссии. При инвентаризации основных средств проверяется наличие и правильность заполнения инвентарных карточек, книг учета основных средств, инвентаризационных описей, инвентарных списков. Если при инвентаризации зданий и сооружений установлены факты их перестройки то необходимо проверить отражено ли это в учете, т.е. показано ли увеличение или уменьшение стоимости объекта Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйства инвентаризируются по документам подтверждающим их действительное местонахождение. Если обнаружены излишки основных средств и НМА, то составляется проводка: Дт 01, 04 Кт 91- Оприходованы излишки основных средств и НМА.
Информация о работе Аудита основных средств и нематериальных активов