Антиинфляционное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Очень остра сегодня проблема инфляции для России. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Социально-экономические последствия инфляции....................................4
2. Антиинфляционные мероприятия: цели и задачи, стратегия
и тактика.............................................................................................................9
3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике последних трех лет................................................16
Заключение …....................................................................................................20
Контрольное тестовое задание.........................................................................22
Разбор экономической ситуации......................................................................23
Список использованной литературы................................................................24

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е г. может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Антиинфляционная  стратегия. Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий: о всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения; о существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы. Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий. Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: М'п = У+Ре Где: М’п - среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени; У - среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Ре - предполагаемый темп роста цен. Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию. Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства. Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы больше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита. Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д. Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо

платежного баланса. Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал  антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Краткосрочные резервы  роста предложения.

1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить  рынок информационных услуг.

3. Разумно организованная приватизация  государственной’ собственности  несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

4. Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

1. Повышение ставки процента  по вкладам, если правительство  намерено

повлиять на поведение владельцев  дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы  текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельные, так как повышение процента по вкладам влечет удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

2. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение

нормы процента по срочным вкладам  и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы  подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

3. Денежная реформа конфискационного  типа нацелена на экспроприацию  части принадлежащих населению  доходов и снижение текущего  спроса. Подобный радикальный вариант  не имеет отношения к причинам  и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.

 

 

 

3. Проблема реализации антиинфляционных мероприятий в российской национальной экономике .

Для того, чтобы  разобраться в современных проблемах  антиинфляционного регулирования необходимо сперва выяснить основные причины стремительного роста инфляции за последние годы.

Рассмотрим основные причины  инфляции последних лет в России

  1. низкая конкуренция среди производителей
  2. высoкие издержки из-за банковских ставок
  3. бoльшие интервенции Центрального банка на валютном рынке
  4. увеличение госрасходов
  5. засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке

Рост темпов инфляции в России, прежде всего, связан с разбалансированностью переходной экономической системы. Инфляция, усиливая нестабильность и риски слабой экономической системы, не дает экономике страны полноценно развиваться, решать долговременные задачи, такие как: освоение ресурсосберегающих технологий, изменение структуры производства и т.д. Важным аспектом для борьбы с высоким уровнем инфляции является доверие населения к денежно-кредитной политике страны в целом. Это будет способствовать формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в странах со слабой, переходной экономикой нужно проводить соответствующие меры, основными из них являются: установление безусловного приоритета задачи снижения инфляции; интенсивная поддержка антиинфляционной политики со стороны государственной власти; полное соответствие принимаемых антиинфляционных мер и решений официально провозглашенной политике; максимальная открытость информации и постоянное взаимодействие с участниками рынка. Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией может стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом важны меры, которые не только ограничивают избыточный рост денег в экономике, но и стимулируют повышение спроса на деньги. Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения не менее важны и перспективны другие меры: повышение спроса на деньги, постепенная дедолларизация, рост сберегательной активности населения. Необходимы реформы, связанные с рынком труда. Также важна выработка и реализация сбалансированной и последовательной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России. Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует, а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики.

Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе. Международный валютный фонд прогнозирует инфляцию в России в 2012-2013 гг. на уровне 6,3-6,4%. То есть, ожидается, что она будет практически неизменной, по сравнению с 2011 г. На данный момент, общий уровень инфляции в РФ снижается. Денежно-кредитная политика РФ в таких условиях должна быть ориентирована на снижение инфляции, так как без стабильно низкого данного показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы, направить их на производительные инвестиции и другие цели. Анализ роста темпов инфляции показал, что оптимальным  показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон в 3-5%.                                          

 Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам. Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Необходимо иметь в виду, что временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне. Одной из основных антиинфляционных мер в России является укрепление курса рубля. По мнению специалистов ЦБ РФ, такой способ борьбы с инфляцией малоэффективен, однако Минфин продолжает настаивать на применении именно таких методов.  Еще одной группой антиинфляционных мер, которые будут применяться в России, может стать тщательно взвешенный прирост государственных расходов, борьба с монополиями, которые действуют на отдельных рынках, а также стимулирование сбережений граждан.  Среди антиинфляционных мер в России также стоит отметить и регулирование таможенных пошлин, благодаря которым можно организовать приток тех или иных товаров в страну или стимулировать отечественного производителя.  При рассмотрении различных антиинфляционных мер в России не стоит забывать, что развитие экономики нашей страны тесно связано с состоянием экономики многих стран, поэтому любые экономические неурядицы, которые происходят на мировых рынках, могут оказать существенное влияние на уровень инфляции в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

В странах с  развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование экономики