Анализ социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры, формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………………………………

Понятие социального обеспечения……………………………………..
Функции социального обеспечения……………………………………
Социальное обеспечение и социальная защита………………………
Предмет права социального обеспечения…………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…

2.1. Анализ современного состояния технологий социального обеспечения за рубежом…………………………………………………………………………..

2.2. Анализ технологии социального обеспечения в России………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

!!!.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     2.1. Анализ технологии социального  обеспечения в России. 

     Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального  обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка либо повышенных расходов при изменении своего материального или социального положения. Основным из форм защиты граждан от социальных рисков выступает государственное социальное обеспечение.

     Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения  – это назначение вида социального  обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований.

     Сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет различных источников (рис.2.2). Созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для этих фондов установлен страховой принцип их формирования, признана самостоятельность и независимость от федерального, регионального и местного бюджетов. Размеры страховых отчислений и годовой бюджет каждого фонда утверждается законодателем.

     Пенсионный  фонд РФ – это организация, источниками формирования которого являются: страховые взносы работодателей и граждан, ассигнования из бюджета. Средства предназначены для выплаты государственных пенсий и пособий.

     Фонд  социального страхования является финансово-кредитным учреждением. Источниками  образования Фонда являются: страховые взносы работодателей и граждан, доходы от инвестирования части свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги, ассигнования из бюджета, взносы физических и юридических лиц. Он создан для финансовых выплат различных видов пособий.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  предназначен для организации медицинской  помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Основными источниками образования  фонда являются: страховые взносы физических и юридических лиц, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.

     С середины 90-х годов в РФ стала  формироваться система негосударственных  пенсионных фондов. В настоящее время  она охватывает 5,202 млн.чел., число получателей негосударственных пенсий 428тыс.чел. В 2004 году действовали 283 негосударственных пенсионных фонда, которые осуществляли выплаты па сумму 3317,6млн.руб. Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

    1. фонды, пенсионные взносы которых формируются преимущественно предприятиями и организациями работодателями;
    2. фонды с преимущественными взносами физических лиц;
    3. пенсионные фонды с совместным участием юридических и физических лиц.

      К основным методам технологии социального обеспечения относятся:

    1. метод ответственного реагирования,
    2. методы государственного регулирования (планирование, контроль),
    3. метод конструирования и проектирования развития различных направлений деятельности,
    4. метод реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций,
  1. метод социальной экспертизы нормативных решений,
  1. метод анализа информации,
  2. метод оценки состояния различных объектов.

 

     

     

       

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

       

        Рис. 2.2. Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение. 

     Технология  социального обеспечения – это  комплексное образование, состоящее  из нескольких технологий (рис.2.3). Наиболее общая технология социального обеспечения  представлена на рис.2.4.

       

     

       
 
 
 

     Рис.2.3. Основные элементы технологии социального  обеспечения.

     

       

       
 

     

       
 

       

     

       

       

       
 
 

     Рис.2.4. Общая технология социального обеспечения 

     Одной из основных технологий социального  обеспечения является технология пенсионного  обеспечения. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» представлена на рис.2.5. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда проверяет правильность оформления заявления, сличает подлинники, регистрирует заявление, требует документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой. После проверки документов пенсия назначается со дня обращения за ней. Перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера, а в сторону увеличения – на основании письменного заявления гражданина.

     

     

     

     

     

       
 

     Рис.2.5. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ». 

     Преобразования  пенсионной системы страны носят  структурный и институциональный  характер. С 1 января 2002 г. происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель — как сочетание данных институтов — основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).

     При рассмотрении структуры новой пенсионной системы России обращает на себя внимание доминирование в ней института базовых пенсий, на долю которого приходится половина направляемых на пенсионное обеспечение финансовых ресурсов. Базовая пенсия устанавливается в одинаковом для всех пенсионеров размере. По- своему социально-экономическому содержанию она представляет собой социальную помощь (в виде социальной пенсии — как по размеру, так и по функции социальной защиты), а ее финансовый механизм представляет форму государственного перераспределения (в неоправданно больших размерах) финансовых средств, принадлежащих населению.

     Институту страховых пенсий в новой пенсионной системе уделено второстепенное место. Кроме того, его роль в будущем будет снижаться: с 40% в финансовых ресурсах сейчас до 20% через пять лет. В подавляющем большинстве развитых стран этот пенсионный институт играет главную и определяющую роль в пенсионном обеспечении населения. Его сильные стороны (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.

     Важное  место в новой пенсионной системе  призван занять институт накопительных пенсий, основанный на долгосрочных инвестициях. Сегодня на его долю приходится 10% финансовых ресурсов, а через пять лет — уже 30 — 35%.

     Состояние пенсионной системы зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения  на рынке труда, страховой и социальной политики государства. Данная система сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них – низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надёжную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

     Следующей технологией социального обеспечения  является технология обеспечения граждан  пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова. Мне бы хотелось рассмотреть технологии обеспечения граждан пособием по безработице и ежемесячным пособием на ребенка. Технология обеспечения граждан пособием по безработице представлена на рис.2.6.

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     

       
 

     Рис.2.6. Технология обеспечения граждан  пособием по безработице.

 

      Порядок регистрации безработного гражданина определяется Правительством РФ. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления документов. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.

     С 1 января 2005 года на рынке труда изменились правила игры. Законом о «монетизации льгот» (№122-ФЗ) подвергся радикальным изменениям Закон «О занятости населения в РФ». Предлагаемые изменения направлены на экономию затрат федерального бюджета по обеспечению содействия занятости населения и, самое главное, значительное снижение социальной защищенности работников на рынке труда. Внесены предложения по изменению всей системы финансовой поддержки безработных граждан. Если до принятия закона размер пособия по безработице устанавливался законом о занятости (минимальный-30% от прожиточного минимума, максимальное - не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то предлагается ежегодное определение минимального и максимального размера пособия.

     Таким образом, социальная поддержка безработных будет полностью зависеть от располагаемых финансовых ресурсов государства.

     В настоящее время все большее  внимание привлекает вопрос выплаты  ежемесячных пособий на детей. Граждане, имеющие детей, при обращении  в органы социальной защиты населения по месту жительства за назначением пособия на ребенка предоставляют сведения о доходах семьи, которые указываются в заявлении. Органами социальной защиты проводится проверка сведений, которые им представлены, и если сведения достоверны, назначается пособие не позднее 10 дней после обращения.

Информация о работе Анализ социального обеспечения