Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:10, курсовая работа
В данной курсовой работе будет более подробно рассмотрена система финансового анализа Дюпон. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к.позволяет принимать наиболее эффективные решения в процессе управления организацией.
Введение ……………………………………………………………………..2
Глава 1. Виды моделей применяемых к финансовым анализам…….3
1.2 Факторный анализ, его виды и задачи……………………………..…...4
1.3 Детерминированный факторный анализ ………………………...……..9
1.4 Виды детерминированных факторных моделей……………………...10
1.5 Основные методы детерминированного факторного анализа…….....12
Глава 2 Система финансового анализа Дюпон(The DuPont System of Analysis) ………………………………………………………………….....14
2.1 Алгоритм применения………………………………………………….17
2.2 Характеристика многофакторной модели Дюпон…………………....18
Заключение.………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………….…....26
Финансовый рычаг характеризует предел, до которого может быть улучшена деятельность компании за счет кредитов банков.
Основным
критерием оценки эффективности
финансового рычага является ставка
банковского кредита. Если кредитная
ставка ниже показателя рентабельности
чистых активов, то увеличение доли кредитов
в структуре постоянного капитала приводит
к росту показателя рентабельности собственного
капитала и наоборот. Существует несколько
способов измерения плеча финансового
рычага. В данной методике для определения
этого показателя будет использоваться
отношение Валюты баланса к собственному
капиталу.
2.1 Алгоритм применения
Методика реализована в результирующей (аналитической) таблице “Многофакторный анализ по методике Дюпон”. Основные показатели автоматически рассчитываются в таблице по принципам, описанным в теоретической части методики (прежде всего рентабельность собственного капитала, рентабельность активов и финансовый рычаг).
В качестве исходных данных для построения аналитической таблицы используется информация бухгалтерского баланса (форма №1), отчета «О прибылях и убытках (форма №2)».
Кроме
аналитической таблицы при
2.2 Характеристика многофакторной модели Дюпон
При всей простоте, в методике отражены три важные составляющие:
Дело в том, что учётная оценка и рыночная стоимость сильно отличаются, ROE — в сопоставлении с рыночной стоимостью — с учётом структурных рисков и динамикой прибыли, отражающей часть внешних факторов, даёт дополнительную оценку. Естественно, необходимо учитывать отраслевую специфику. И — тем более — это актуально для владельцев бизнеса и потенциальных инвесторов. Поэтому, методика Дюпона — как дополнительный инструмент анализа — также используется для оценки рисков инвестиционных проектов.
Многофакторная модель Дюпон используется для оценки рентабельности собственного капитала организации.
Математическое представление модифицированной модели Дюпон имеет вид:
Рск = ЧП/ВР × ВР/А × А/СК,
где Рск – рентабельность собственного капитала;
ЧП – чистая прибыль;
А – сумма активов организации;
ВР – объем производства (выручка от реализации);
СК – собственный капитал организации.
Анализируя рентабельность собственного капитала, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя:
1. Временной аспект деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода, вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако, если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.
2. Наличие проблемы риска. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рискованным, с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов, является данный бизнес.
3. Наличие проблемы оценки показателей, используемых в формуле Дюпон. Числитель и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая может сильно отличаться от текущей рыночной стоимости.
Необходимо также учитывать взаимосвязи между факторами, которые прямо не отражены в модели Дюпон. При увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль, и повышения рентабельности собственного капитала не происходит.
Разработки
в области факторного анализа, которые
ведутся с начала 20 века, имеют
большое значение для расширения
возможностей использования аналитических
коэффициентов для
Прежде
всего это относится к
В основу данной модели была заложена жестко детерминированная зависимость
или ,
где - чистая прибыль;
- сумма активов организации;
Исходное представление модели Дюпон представлено на рисунке 1:
Рисунок 1. Схема модели Дюпон.
В теоретическом плане модели Дюпон не были новаторскими; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы отраслевой экономики”. Тем не менее, их заслуга очевидна, так как ранее эти идеи на практике не применялись.
В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании – признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более подробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Необходимо отметить, что модели факторного анализа, предложенные специалистами Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание.
Математическое представление модифицированной модели Дюпон имеет вид:
,
где – рентабельность собственного капитала;
ЧП - чистая прибыль;
А - сумма активов организации;
ВР - (объем производства) выручка от реализации.
СК - собственный капитал организации.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.
Теперь охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в модель Дюпон.
Рентабельность собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
,
где величина собственных средств на начало и на конец периода.
В практике анализа применяется множество показателей эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.
Оборачиваемость активов (ресурсоотдача).
Формула для расчета показателя имеет вид:
,
где ВР – выручка от реализации за расчетный период;
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода.
Этот показатель можно интерпретировать неоднозначно. С одной стороны, оборачиваемость активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, т. е. оценивает интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие имеет с рубля, вложенного в активы. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.
Рентабельность продаж - отношение прибыли от реализации продукции (операционной прибыли) к объему продаж за определенный период.
Рентабельность
продаж также является одним из важнейших
показателей эффективности
,
где выручка от реализации продукции,
Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рентабельность активов.
Показатель рентабельности активов рассчитывается по следующей формуле:
, где
чистая прибыль,
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода.
Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления.
Финансовый рычаг (леверидж)- (кредитный рычаг, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала к собственным средствам. Также финансовым рычагом называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска, финансовую устойчивость.
Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу.
, где
- авансированный капитал,
- собственный капитал.
Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, а с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.