Анализ финансовой системы Федеративной Республики Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:46, реферат

Описание работы

Немного государств в ХХ веке переживали столько глубоких перемен, как Германия. Монархия и республика, тоталитарный национал-социализм и социализм марксистко-ленинский, два военно-политических краха и оккупация, отторжение больших территорий и раздел страны, объединение и демократические реформы, разрушительные кризисы и образцовое "экономическое чудо", "дранг нах Остен" и интеграция Западной Европы – это лишь короткий список наиболее значимых для германского государства фактов.
Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Федеративной Республики Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.

Содержание

Содержание. 1

Введение. 2

1. Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы. 4

1.1. Бюджетный процесс и финансовый контроль. 5

1.2. Доходы федерального бюджета. 6

1.3. Расходы федерального бюджета. 11

1.4. Государственный долг и бюджетный дефицит. 14

2. Специальные правительственные фонды. 18

3. Бюджеты земель и общин Германии. 21

4. Государственные предприятия. 23

Заключение. 25

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 48.74 Кб (Скачать)

     Другой важной чертой рынка  государственных облигаций в  ФРГ  является  наличие единого  статуса и универсальных правил  совершения операций с разными  видами правительственных долговых  инструментов.  В  качестве  эмитентов государственных ценных бумаг выступают:  федеральное правительство;  специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени.  Основным заемщиком на  рынке государственных облигаций является Федеральное Правительство.

            Для финансирования  государственного  долга Федеральное Правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные облигации;  долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.

       Большая часть государственного долга ФРГ  размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами Правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные специальные банки, Бундесбанк.

       Об  изменении   доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует таблица 2. Так, в начале 90-х годов бюджет сводился с дефицитом, и соответственно возрастали суммы заимствований. Это, в свою очередь, способствовало увеличению процентных выплат.   

        

        

         

 

       

      2. Специальные правительственные  фонды.

       Специальные фонды - важное звено финансовой системы  ФРГ. По объему эти фонды стоят  на втором месте после государственного бюджета  страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования, - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от  несчастных случаев.

       Общей для всех фондов социального страхования  является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных  субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

       Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.

       Самыми  значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса. Согласно основного закона Федерация имеет конкурирующую законодательную компетенцию в области социального страхования, включая страхование по безработице. Это право  регулирования специального денежного фонда  для покрытия социальных нужд используется также для финансирования социального страхования, то есть для введения налогов по социальному страхованию. Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых государством, финансируются за счет налогов, то есть всего общества, и в масштабе всего общества, за счет государственного бюджета.

       Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования  обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней".

       Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в  основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования).  В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека.       Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

       Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от  возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, "снятые" со страхования по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для безработных, имеющих детей - 58%, для безработных без детей - 56%. Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.

       В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

       Фонд  выравнивания бремени войны был  создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

       Фонд  развития европейской экономики  создан в связи с действием  после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. Смета расходов и доходов этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению и рассмотрению парламентом.

         

       3. Бюджеты земель  и общин Германии.

 

       Финансы земель и общин занимают важное место  в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.

       Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.

       Общины  получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.

       В доход бюджетов общин поступают  различные административные сборы  и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

       Однако  расходы земель и общин ни в  коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.

       Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности, и являются одной из причин ухудшения финансового состояния

местных бюджетов. 

 

       4. Государственные  предприятия.

 
 

       Основу  государственных промышленных предприятий  составляют крупные концерны, в руках  которых сосредоточено около 2/3 всего  акционерного капитала государственных предприятий. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредотачивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых. Крупнейшие германские объединения сохраняют свои позиции в иерархии 500 промышленных гигантов мира (1962 г. – 36, 1992 г. – 32). Среди 50 крупнейших промышленных компаний мира – семь германских (1970 г. – две). В пяти отраслях мирового производства германские компании входят в десятку крупнейших. В химической промышленности три концерна – "БАСФ", "Хехст", "Байер" обеспечивают 1/3 продаж крупнейших компаний отрасли, в электротехнической промышленности "Сименс" и "Бош" производят 20% продукции, в автомобильной промышленности – "Драймлер-Бенц" и "Фольксваген" – 15%, в черной металлургии – "Тиссен" и "Маннесман" – 24% продаж десяти крупнейших компаний мира. В легкой промышленности в десятку крупнейших компаний вошла "Адидас".

       Финансы государственных предприятий - составная  часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной  собственности. В руках властей земель, общин и Федерального Правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

       Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

       Деятельность  государственных предприятий в  ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным  монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

       В том случае, когда государственные  предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих  уровней наравне с предприятиями других форм собственности.

       Финансовый  капитал страны представлен  группами  сросшихся  между собой  промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США,  но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с западногерманской:  в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп,  не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной  концентрацией  банковского  капитала  в  руках  пяти гроссбанков - "Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк", "Байерише банк", "Вестдойче ЛБ": они контролируют около 80%  акционерного капитала страны.  Три главные  финансовые группы  сформировались вокруг этих гроссбанков.  Их структуры частично переплетаются.  Особенностью германских финансовых групп является  то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы. Можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы.  Между отдельными группами также существуют многообразные связи,  продолжающие умножаться.  

Заключение.

 

       Финансовая  система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные  фонды, государственные предприятия.

       Формирование  бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует  учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Информация о работе Анализ финансовой системы Федеративной Республики Германии