Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия, разработка и обоснование мероприятий по улучшению финансового результата организации, а именно ОАО «Хлебозавод №7». Данная организация занимается производством хлебобулочных изделий. Информационной базой послужили отчётные данные за период с 1 января по 30 июня 2009г.
Целевая направленность курсового исследования обусловила постановку следующих взаимозависимых задач:
- изучить экономическую природу и сущность доходов и расходов организации, их классификацию;
- определить цель, задачи, информационную базу и методы анализа доходов и расходов организации;
- раскрыть аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках;
- провести анализ состава, структуры и динамики организации;
- провести анализ прибыли и рентабельности организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
1.1. Экономическая природа и сущность доходов и расходов организации, их классификация…………………………………………………..……………..5
1.2. Цель, задачи, информационная база и методы анализа доходов и расходов организации………...…………………………………………………..9
1.3. Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках (форма №2)…… ………………………………………………………………………….13
2. Экономический анализ доходов и расходов организации (на примере ОАО «Хлебозавод №7»)
2.1. Анализ состава, структуры и динамики организации…………….......17
2.2. Анализ прибыли от продаж……………………………………...……...20
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности……………….27
Заключение………………………………………………………..……………...32
Список литературы……………………………………….…………………..….34
Приложение……………………………………………………...……………….36
107704 – 93656 = 14048 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж -551;
- изменение структуры ассортимента проданной продукции -1551;
- изменение себестоимости -10962;
- изменение величины коммерческих расходов - 298;
- изменение цены продаж +14048;
- общее влияние факторов +686.
Значительное удорожание себестоимости проданной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.
Данные Отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (РВАЛ) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли):
РВАЛ = N – Sп = МД (1)
где Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020), тыс. руб.;
МД- маржинальный доход, тыс. руб.
Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:
МД = N – Sпер = Р + Sпост. (2)
где Sпер – условно-переменные затраты, тыс. руб.;
Sпост – условно-постоянные затраты, тыс. руб.;
Р – прибыль от продаж, тыс. руб.
Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.
На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
Порог рентабельности, или точка безубыточности (критический
объем продаж) (К) — характеризует тот
объем продукции, работ, услуг,
реализация которого обеспечивает организации
покрытие всех затрат,
связанных с их производством и продажей,
и рассчитывается по формуле:
К = Sпост /МД : N = УР+КР/ МД : N (3)
где УР – управленческие расходы, тыс. руб.;
КР – коммерческие расходы, тыс. руб..
Запас финансовой прочности (ЗФП) — характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:
ЗФП = N – К (4)
В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.
В целом названные показатели позволяют оценить уровень эффективности продаж. Их расчет представлен в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Расчет показателей качественного уровня финансовых результатов от продаж продукции (работ, услуг)
Показатель |
Код строки ф. №2 |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение (+,-) | |
Предыду-щий год |
Отчетный год | |||
1. Объем продаж (N) |
010 |
105 429 |
107 704 |
+2275 |
2. Себестоимость ( |
020 |
86 582 |
87 873 |
+1291 |
3. Маржинальный доход (МД) (валовая прибыль от продаж) (п.1-п.2) |
029 |
18 847 |
19 831 |
+984 |
4. Доля маржинального дохода в объеме продаж (d) (п.3:п.1) |
х |
0,1788 |
0,1841 |
+0,0053 |
5. Постоянные затраты (Sпост) |
030+040 |
13 914 |
14 212 |
+298 |
6. Критическая точка объема |
х |
77 819 |
77 197 |
-622 |
7. Запас финансовой прочности (ЗПФ) (п.1-п.6) |
х |
27 610 |
30 507 |
+2897 |
8. То же в % к объему продаж (п.7:п.1) |
х |
26,19 |
28,32 |
+2,13 |
9. Прибыль от продаж |
050 |
4933 |
5619 |
+686 |
Данные табл. 1.5 свидетельствуют о том, что в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшился порог рентабельности (критическая точка объема продаж) ОАО «Хлебозавод №7» на 622 тыс. руб. Возрос запас финансовой прочности — на 2897 тыс. руб. Положительным моментом является то, что его доля в выручке увеличилась с 26,19 до 28,32%, что свидетельствует о повышении эффективности обычной деятельности. Вместе с тем у организации есть возможности снижения порога рентабельности и повышения запаса финансовой прочности за счет снижения постоянных расходов, которые в отчетном году по сравнению с предыдущим выросли на 298 тыс. руб. Полученные выводы найдут свое подтверждение при анализе рентабельности обычных видов деятельности.
2.3. Анализ рентабельности обычных видов деятельности
Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.
Для расчета показателей рентабельности, как правило, используется прибыль от продаж. Однако в отдельных случаях, например, при оценке рентабельности отдельных операционных сегментов (видов деятельности), целесообразно использовать валовую прибыль (стр. 029).
Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитывают и анализируют в динамике следующие показатели:
1) рентабельность продаж (pN) – отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг:
p N= Pп / N (5)
где Pп – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050), тыс. руб.;
2) рентабельность расходов по обычным видам деятельности (рS) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ услуг:
р S = Pп / S (6)
где S – общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукция, работ, услуг) (сумма стр. 020, 030 и 040), тыс. руб.;
3) рентабельность производственных расходов (psп) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:
psп = Рп / S п (7)
где, S п – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (стр. 020), тыс. руб.;
4) рентабельность управленческих расходов (рур) – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:
рур = Рп / УР (8)
5) рентабельность коммерческих расходов (ркр) — позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:
ркр = Рп / КР (9)
В случае, если организация раскрывает в Отчете о прибылях и убытках выручку от продаж и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг развернуто ( в разрезе отдельных видов (сегментов) деятельности), можно рассчитать рентабельность каждого сегмента ( р сегм) по формуле:
р сегм = Р сегмвал / N сегм = N сегм – S сегм / N сегм (10)
где Р сегмвал – валовая прибыль операционного сегмента деятельности организации;
N сегм – выручка от продаж операционного сегиента деятельности организации, тыс. руб.;
S сегм – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг операционного сегмента деятельности организации, тыс. руб.
Проанализируем динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с помощью табл. 1.6.
Полученные результаты позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 4,68 до 5,22%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции — с 4,91 до 5,52%. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемой организации.
В ходе анализа необходимо выявить влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:
рs = Рп / S = Рп / N : S / N = pN : Z (11)
где Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.
Таблица 1.6
Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
Исходные данные для анализа | |||
1. Выручка (нетто) от
продаж товаров, продукции, |
105 429 |
107 704 |
+ 2275 |
2. Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, |
86 582 |
87 582 |
+ 1291 |
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
13 914 |
14 212 |
+ 298 |
4. Управленческие расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
5. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
100 496 |
101 794 |
+ 1298 |
6. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4933 |
5619 |
+ 686 |
Показатели рентабельности обычной деятельности | |||
7. Рентабельность продаж, % (п.6:п.1) |
4, 68 |
5,22 |
+ 0,54 |
8. Рентабельность расходов по обычным видам деятельности ( затрат на производство и продажу продукции), % (п.6:п.5) |
4,91 |
5,52 |
+ 0,61 |
9. Рентабельность |
5,7 |
6,42 |
+ 0,72 |
10. Рентабельность коммерческих расходов, % (п.6:п.3) |
35,45 |
39,54 |
+ 4,09 |
11. Рентабельность управленческих расходов, % (п.6:п.4) |
- |
- |
- |
Расчет влияния факторов на исследуемый показатель можно осуществить интегральным методом или методом цепных подстановок:
Δр s (pN) = pN1 / Z0 - pN0 / Z0 = 5,22 / 95,32 – 4,68 / 95,32 = 0,0057 или 0,57 %
Δр S (Z) = pN1 / Z1 - pN1 / Z0 = 5,22 / 94,51 - 5,22 / 95,32 = 0,0004 или 0,04 %
Таким образом, рентабельность затрат возросла в большей степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.
Таблица 1.7
Исходные данные для факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности организации
Показатель |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
1. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
105 429 |
107 704 |
+ 2275 |
2. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
100 496 |
101 794 |
+ 1298 |
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
4933 |
5619 |
+ 686 |
4. Рентабельность продаж, % |
4, 68 |
5,22 |
+ 0,54 |
5. Рентабельность затрат на производство и продажу продукции, % |
4,91 |
5,52 |
+ 0,61 |
6. Затраты на 1 рубль проданной продукции (работ, услуг), коп. (п.2:п.1) |
95,32 |
94,51 |
- 0,81 |
В завершение анализа следует рассчитать влияние рентабельности обычных видов деятельности на изменение прибыли от продаж, используя следующую факторную модель:
Pп = N x pN
Используя данные табл. 1.7, с помощью приема абсолютных разностей получаем следующие результаты:
Δр п(N) = ΔN x pN0 = 2275 х 1,0468 = 106 (тыс. руб.)
Δ р п(pN) = Δ pN x N1 = 0,0054 х 107704 = 582 (тыс. руб.)
Из выполненных расчетов видно, что основной причиной роста прибыли от продаж (на тыс. руб.) явилось увеличение рентабельности (на 582 тыс. руб.). Влияние выручки было менее значительным — ее повышение привело к росту прибыли на 106 тыс. руб.
Заключение
В курсовой работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи.