Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:43, курсовая работа
В данной курсовой работе будет подробно изучена категория «финансы», её сущность, понятие, а также рассмотрены финансовые отношения. В аналитической части рассмотрим динамику такого финансового показателя, как ВВП, а также изучим проблемы современной России и методы их решения. В последней части работы отразим способы решения экономических проблем, то есть финансовый механизм и его виды.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Зарождение термина финансы и его развитие до 20-х годов ХХ столетия…..…4
2.Трактовка термина финансы в работах советских ученых……………………....15
3. Современное содержание термина финансы………………………………..…....19
Заключение……………………………………………………………………….……20
Расчетная часть ……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………..…..26
В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.
Он доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.
Уже начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов — английское и германское, четко описанные классиком финансовой литературы ХIХ в. К.Г. Рау. Если для английского направления было характерно рассмотрение финансов как составной части общей экономической теории (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), то германское направление рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки (либо полноценной части политической экономии). При этом вплоть до конца ХIХ в. вопросы налогообложения рассматривались в значительной мере в рамках общей экономической теории.
2.Трактовка термина финансы в работах советских ученых.
С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств. Период становления этой науки был достаточно длительным — с конца 1920 до начала 50-х гг.
В первый период (1926—1931) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «марксистский учебник»1. Но цель не была достигнута. Об этом, в частности, говорит определение финансовой науки, которое приводит автор:
Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добывания этим обществом, или его ответвлениями, средств материального характера, необходимых для существования его государственной организации, служащей орудием для подавления остатков буржуазного общества, для построения социалистического общества2. Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР.
Второй период развития советской финансовой науки (1931 — 1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода — В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. В. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов:
Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами. Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940). Концентрированно взгляды В.Дьяченко отражены в работе «К вопросам о сущности и функциях советских финансов».
Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям: 1) изучение истории развития финансовых категорий. Это книги К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны; 2) работы, раскрывающие действующую финансовую практику. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.
Устранение
догматических явлений в
Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к определению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории К. Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов — это лишь система отношений распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно через распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и Ы. Шерменев.
Вторая группа экономистов (Э. Вознесенский, А. Александров, А. Бирман) придерживается иной точки зрения. По их мнению, финансовые отношения — суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.
Исходя из таких различий в основе теоретических концепций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, границы финансов, состав финансовой системы и др.).
Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 — начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 — начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.
В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.
Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60—80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).
Исследование проблем бюджетной сферы в этот период велось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюджета; организация местных бюджетов. Комплексное изучение бюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка информации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных государственному бюджету, следует отметить книги С. Ситаряна, Я. Либермана, В Родионовой, Л. Павловой.
Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла государственная монополия на страховое дело. Теоретические исследования исходили из интерпретации представлений К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и поэтому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов страхования. Определенный интерес представляют работы Л. Мотшева, Л. Рейтмана, Е. Коломина, обобщающие представления того периода о теории и практике страхования.
Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию финансов капитализма (В. Болдырев, Л. Дробозина, Л. Павлова, Л. Окунева и др.), а, с другой стороны, труды, исследующие особенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах (Д. Бутаков, Ю. Кашин и др.)
Характеризуя
современное состояние
Все это объясняется несколькими обстоятельствами.
1)
Исчез фетиш единой
2)
Исследование прикладных
3) Отсутствует устойчивая законодательная база для развития фундаментальных и прикладных исследований в области финансов.
3. Современное содержание термина финансы.
Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
Финансы включают в себя:
формирование денежных фондов;
их распределение;
анализ и контроль за их использованием;
коммуникативные финансовые отношения.
В состав финансов входят государственные финансы, корпоративные (отраслевые) финансы, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), страхование, а также кредит и денежное обращение. Финансы подразделяются на общегосударственные, территориальные, хозяйствующих субъектов и финансы граждан. Рыночные преобразования в стране способствовали повышению роли корпоративных финансов, превращая их в главный оценочный показатель их эффективности, что и приводит к росту значимости управления финансами.
Заключение
В
данной курсовой работе я попыталась
изучить такую немаловажную категорию
как финансы. Из всего выше сказанного
можно сделать вывод, что финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений
и играют огромную роль в формировании,
распределении и использовании централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций, задач
государства и обеспечения условий расширенного
воспроизводства. Также можно сказать,
что финансы объективно необходимы, так
как обусловлены потребностями общественного
развития. Государство может, учитывая
объективную необходимость финансовых
отношений разрабатывать различные формы
их использования: вводить или отменять
различные виды платежей, изменять формы
использования финансовых ресурсов и
т.д. Государство не может создавать то,
что объективно не подготовлено ходом
общественного развития. Оно устанавливает
только формы проявления объективно назревших
экономических отношений. Без финансов
невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономически, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
В курсовой работе мною были рассмотрены
функции финансов, а именно: распределительная
и контрольная – эти функции осуществляются
финансами одновременно. Нельзя забывать,
что помимо этих двух основных функций
есть и другие: регулирующая функция –
она связана с вмешательством государства
через финансы в процесс воспроизводства,
стабилизационная функция – обеспечивает
для всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильные условия в экономических и
социальных отношениях. Данным вопросам
была посвящена первая глава моей работы.
В последующей части я изучала проблемы
современной России, с дальнейшим указанием
возможных методов их решения.
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за прошедший 2009 год
Задача
исследования: рассмотреть показатели
доходов и расходов федерального
бюджета за 2009 год, сопоставить их
с плановыми показателями, рассчитать
профицит (дефицит) бюджета.
Исполнение федерального бюджета РФ по доходам за 2009 год |
Таблица 2.1. | |||||||||||||||||||
Наименование статьи доходов |
|
|
||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||
Налог на прибыль организаций | 756,66 | 195,42 | 6,9 | 2,7 | -561,24 | -4,2 | ||||||||||||||
Налоги и взносы на социальные нужды | 610,85 | 509,77 | 5,6 | 6,9 | -101,08 | 1,3 | ||||||||||||||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 2008,87 | 1258,32 | 18,4 | 17,1 | -750,55 | -1,3 | ||||||||||||||
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 1442,73 | 893,19 | 13,2 | 12,2 | -549,54 | -1 | ||||||||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1479,29 | 1006,26 | 13,5 | 13,7 | -473,03 | 0,2 | ||||||||||||||
Государственная пошлина | 33,59 | 32,68 | 0,3 | 0,4 | -0,91 | 0,1 | ||||||||||||||
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0,00 | 0,86 | 0 | 0,01 | 0,86 | 0,01 | ||||||||||||||
Доходы
от внешнеэкономической |
4243,38 | 2683,3 | 38,8 | 36,6 | -1560,08 | -2,2 | ||||||||||||||
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
120,61 | 421,34 | 1,1 | 5,7 | 300,73 | 4,6 | ||||||||||||||
Платежи при пользовании природными ресурсами | 59,04 | 63,48 | 0,5 | 0,9 | 4,44 | 0,4 | ||||||||||||||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 133,39 | 109,89 | 1,2 | 1,5 | -23,5 | 0,3 | ||||||||||||||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 24,97 | 6,96 | 0,2 | 0,09 | -18,01 | -0,11 | ||||||||||||||
Административные платежи и сборы | 4,3 | 5,45 | 0,03 | 0,07 | 1,15 | 0,04 | ||||||||||||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 5,11 | 8,9 | 0,05 | 0,01 | 3,79 | -0,04 | ||||||||||||||
Прочие неналоговые доходы | 1,9 | 21,46 | 0,02 | 0,3 | 19,56 | 0,28 | ||||||||||||||
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей | 2,36 | 1,37 | 0,02 | 0,02 | -0,99 | 0 | ||||||||||||||
ИТОГО ДОХОДОВ | 10927,14 | 7337,75 | 100,0 | 100,0 | -3589,39 | 0 |
Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ