Взаимосвязь этики и социальной ответственности

Автор: k***********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Этика — это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

Работа содержит 1 файл

эти.docx

— 20.11 Кб (Скачать)

       1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений

       Этика — это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

       Этические стандарты бизнеса становятся предметом  возрастающего интереса со стороны  менеджеров и потребителей. Компании уделяют большое внимание этике  поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного общественного  мнения, утраты престижа фирмы как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организации необходимо свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения. Она не должна давать свои собственные определения добра и зла.

       2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников

       Фундаментальной этической концепцией является обеспечение  личного достоинства и благосостояния людей. В основном мы думаем и действуем  по отношению к другим так, как  мы хотим, чтобы они думали и действовали  по отношению к нам. Представления  о том, что приемлемо, а что  нет, складываются из нескольких источников. Для многих главным источником этичного руководства являются религиозные  убеждения. На представление о том, что правильно и что неправильно в повседневной жизни, оказывают влияние семья, школа и т. д.

       Для принятия решений, соответствующих  этическим нормам, организации создают  кодексы этических норм, которые  устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства  процессом принятия решений. Хотя они  существенно различаются по организациям в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских  подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и справедливый.

       Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное  поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат  для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с  привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет  наибольшее число людей.

       Концепция утилитаризма часто рассматривается  как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается  в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли  и издержек. Многие факторы могут  быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства. Несмотря на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в организациях.

       Индивидуальный  подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. Но в  конке концов достигается общая  польза, так как люди стараются  согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки  в краткосрочной перспективе. Индивидуализм  формирует поведение, учитывающее  интересы других людей.

       Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что  человек или группа людей имеют  право на что-либо или имеют право  на должное обращение. Решение считается  неэтичным, когда оно нарушает права  человека. Этот принцип ставит во главу  угла взаимное уважение, даже если мы с  кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие  моральные права:

       1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;

       2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;

       3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;

       4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;

       5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;

       6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

       Главный недостаток этого подхода—дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.

       Справедливый  подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности  и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо  распределяться среди разных групп  людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная  справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и  на половых, возрастных, национальных и др. различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого  права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно  претворяться в жизнь. Компенсационная  справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности  за события, которые находятся вне  сферы их контроля.

       3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях

       Корпоративная социальная ответственность — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

       Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Организации принимают меры в целях повышения этичности поведения персонала. К таким мерам относятся: личный пример руководителей; разработка этических нормативов, моральных кодексов организаций; обучение этическому поведению работников организации; создание комитетов по этике; проведение социальных ревизий. Социальная ответственность организации заключается в ее обязательствах в отношении: охраны окружающей среды, учета интересов ближайшего окружения и общества в целом, повышения их благосостояния, также, например, волонтерства, спонсорства. Ближайшим окружением организации являются инвесторы, акционеры, работники, потребители и поставщики. Перспектива социальной ответственности сконцентрирована на тех функциях бизнеса, которые определены проблемами, выходящими за рамки простого достижения экономической эффективности. В соответствии с этой перспективой в задачу бизнеса входит удовлетворение социальных потребностей, которые перекладываются на него правительством или вызваны несовершенством рынка (например, внешним эффектом экономической деятельности). В качестве примера можно привести добровольную реализацию компаниями программ по уменьшению выбросов углекислого газа, влияющего на глобальное потепление. Роль бизнеса в обществе состоит в установлении связей между социальной ответственностью и экономическими результатами.

       Менеджеры строят свои этические управленческие концепции с учетом двух факторов формирования моральных принципов: 1) это государство, которое предписывает или запрещает некоторые социальные действия и создает стимулы для проведения определенного типа политики. 2) это собственно этика. Этические принципы представляют собой основу для оценки действий и политики как действительно этичных. Управленческий персонал при поддержке правительства должен создавать среду, направленную на повышение качества жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы: 

       
  1. www.fictionbook.ru
  2. www.examen.nx0.ru
  3. www.wikipedia.ru

Информация о работе Взаимосвязь этики и социальной ответственности