Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Этикет представляет собой систему определенных рекомендаций, правил, пожеланий, устанавливающих общепринятые нормы поведения людей при общении друг с другом. Закономерно, что, помимо общих правил этикета, действительных во всех жизненных ситуациях, существуют также и «ведомственные» нормы этикета, призванные отразить специфику деятельности и поведения лиц той или иной профессиональной принадлежности.
Сложно придумать группу людей более специфичную, нежели армия, поэтому без особого воинского этикета никак не обойтись.
Введение...............................................................................................................................3
1 История воинского этикета..............................................................................................4
2 Воинский этикет и культура общения военнослужащих.............................................8
2.1 Сущность этикета................................................................................................8
2.2 Основы воинского этикета.................................................................................8
2.3 Приветствие.........................................................................................................9
2.4 Культура общения...............................................................................................9
3 Служебный этикет..........................................................................................................12
4 Культура поведения военнослужащего........................................................................15
5 Поведение в гостях.........................................................................................................18
6 Как вести себя в общественных местах........................................................................20
7 Отношения начальника и подчиненного......................................................................22
8 Честь военного мундира................................................................................................23
Заключение.........................................................................................................................24
Список использованных источников...............................................................................25
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«*** государственный
университет»
Медицинский
институт
Кафедра
«***»
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Деловой
этикет»
на
тему «Воинский этикет»
Выполнил:
ст-т
гр. *** ______________________________
Проверил:
*** ______________________________
Тула, 2011
Содержание
Введение......................
1 История
воинского этикета.......................
2 Воинский
этикет и культура общения военнослужащих................
2.1
Сущность этикета.......................
2.2
Основы воинского этикета.......................
2.3
Приветствие...................
2.4
Культура общения.......................
3 Служебный
этикет........................
4 Культура
поведения военнослужащего...............
5 Поведение
в гостях........................
6 Как вести
себя в общественных местах........................
7 Отношения
начальника и подчиненного..................
8 Честь
военного мундира.......................
Заключение....................
Список
использованных источников....................
Введение
Этикет представляет собой систему определенных рекомендаций, правил, пожеланий, устанавливающих общепринятые нормы поведения людей при общении друг с другом. Закономерно, что, помимо общих правил этикета, действительных во всех жизненных ситуациях, существуют также и «ведомственные» нормы этикета, призванные отразить специфику деятельности и поведения лиц той или иной профессиональной принадлежности.
Сложно придумать группу людей
более специфичную, нежели
1 История
воинского этикета
Истоки отечественного воинского этикета уходят своими корнями в древность. Они зародились еще во времена деятельности древних племен, обитавших на территории, где сейчас находится наше государство. Среди них значительное место занимал скифский племенной союз, который вел частые войны с чужеземцами. В военной практике скифов были обычаи, обряды и ритуалы, которые способствовали воспитанию у воинов храбрости, честности, дружбы и взаимовыручки. Так, в их среде существовал обычай, который был призван закрепить клятву дружбы таким образом. В большой глиняный килик наливалось вино, смешанное с кровью тех воинов, которые уже приняли подобную клятву. Затем в приготовленную смесь опускали акинаки (скифский меч), стрелы, дротики, символизировавшие силу оружия. Воины, которые должны были принять клятву, совершали молитву над сосудом и выпивали налитое в него, что символизировало скрепление дружбы.
Обряды и обычаи древних славян затрагивали взаимоотношения между вождями и воинами, порядок отправления войска в поход, отношение к пленным, ношение одежды для боя. Перед выступлением войска в поход, как правило, совершались обрядовые и магические действия перед идолами богов Перуна и Велеса для того, чтобы обеспечить удачу в бою. Следует отметить, что поклонение древнеславянских воинов божествам перед походом положило начало важной традиции русского воинства – поклонение православным святыням перед началом боевых действий.
В первом устойчивом государственном образовании древних славян, Киевской Руси, правила и нормы воинского этикета получили новое развитие. Они были направлены на укрепление военной организации государства.
Заметный след в истории Киевской Руси оставил князь Святослав (годы правления 957-972), внесший определенную лепту в развитие воинского этикета. Он явился автором знаменитого этикетного правила «Иду на вы!» («Хочу на вы ити!»), суть которого заключалась в том, что военачальник, собираясь на войну, не таился, а по-рыцарски предупреждал своего будущего противника о нападении. Это была не самоуверенность, а уверенность в силе русского оружия.
С принятием на Руси христианства зародилась этикетная традиция благословления воинства со стороны священнослужителей. Широко известен факт прибытия накануне Куликовской битвы Великого князя Московского Дмитрия Иоанновича со своей дружиной в Свято-Троицкий монастырь. По его просьбе преподобный игумен обители Сергий Радонежский отслужил литургию, в ходе которой благословил русских воинов и предвосхитил их победу.
Русская Православная Церковь также была инициатором появления таких этикетных норм, относящихся к военной сфере, как сооружение храмов в честь побед русского оружия, освящение знамен и хоругвей, служение панихид по погибшим ратникам, причисление лучших воинов к лику святых и учреждение в честь них особых наград [6, с. 31-36].
Большой вклад в развитие отечественного воинского этикета и культуры общения военнослужащих внес первый Российский император Петр I:
1. Во-первых, он впервые законодательно закрепил нормы и правила воинского этикета в «Артикуле воинском» 1716 г. и «Табели о рангах» 1722 г. В данных документах красной нитью проходила мысль о безусловном подчинении младших по должности старшим, укреплении дисциплины и субординации.
2. Во-вторых, Петр I учредил правила ношения формы одежды как атрибута воинского этикета. Этим самым были заложены основы такого понятия, как «честь мундира».
3. В-третьих, при нем были официально учреждены знаки различия и отличия, установлены правила их ношения.
Так, в годы правления Петра I появились ордена: Андрея Первозванного, ставшего впоследствии высшим орденом Российской империи, Святой Великомученицы Екатерины и Александра Невского. Последний орден вручался только за военные заслуги.
Значительный вклад в развитие норм и правил воинского этикета и культуры общения военнослужащих внесли известные русские военачальники А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, С. Макаров, М. Драгомиров, М. Скобелев и многие другие.
События октября 1917 года положили начало образованию первого в мире социалистического государства, для вооруженной защиты которого были созданы Рабоче-крестьянская Красная Армия и Рабоче-крестьянский Красный Флот. Для их успешного функционирования стала формироваться новая система воспитания, одним из элементов которой были правила и нормы воинского этикета.
Следует отметить, что процесс становления и развития советского воинского этикета носил противоречивый и сложный характер. С одной стороны, были отменены и разрушены нормы, правила и традиции старой царской армии. Так, декретами советской власти, вышедшими в конце 1917 года, были отменены воинские чины, ордена, знаки различия и сословные привилегии, существовавшие в Русской армии. С другой стороны, приходилось с нуля создавать и выстраивать систему воинского этикета, основанную на принципиально новых идеологических принципах [6, с. 45-47].
В 20-30е годы прошлого века были учреждены новые военная форма одежды, наградная система и знаки различия для Красной армии и Красного флота, которые способствовали укреплению норм и правил советского воинского этикета. Так, в 1918 году появились красноармейский нагрудный знак, значок-кокарда на головной убор, первый орден Советской Республики – орден Красного Знамени. В 1935 году установлены персональные воинские звания с соответствующей атрибутикой и т.д.
Известный вклад в развитие норм и правил советского воинского этикета, культуры общения военнослужащих внесли нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность советских Вооруженных Сил. Так, ряд изменений, касавшихся взаимоотношений между военнослужащими, был зафиксирован в Уставе внутренней службы, учрежденном в 1946 году. К примеру, при получении приказа от начальника военнослужащий вместо ответа «Есть» должен был произносить «Слушаюсь». Вводилась команда «Товарищи офицеры!», которая должна была подаваться при встрече начальников. Это свидетельствовало об определенном возрождении традиций старой Русской армии.
В
советский период была проведена значительная
работа по совершенствованию традиций
и ритуалов как основы воинского этикета.
Среди них можно назвать: ритуалы принятия
присяги молодыми солдатами, вручения
погон и наград, традиции преданности
Боевому Знамени части, уважения к командирам
и т.д. [1, с. 23-25].
2 Воинский
этикет и культура общения военнослужащих
Общество
и армия предъявляют к
2.1 Сущность
этикета
Этикет
представляет собой определенную систему
правил поведения и является составной
частью общей культуры человека. Он включает
в себя, прежде всего, правила обхождения
с окружающими, формы общения, приветствия,
нор мы поведения в общественных местах.
Иначе говоря, этикет определяет, как нужно
двигаться, разговаривать и как поступать
в той или иной ситуации [4, с. 6-7].
2.2 Основы
воинского этикета
Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.
Поведение
человека в военной форме, по сути, – внешняя
сторона, по которой окружающие судят
о надежности, внутренней силе и нравственных
качествах армии. Мать смотрит на военного,
думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой
прохожий, глядя на человека в погонах,
вспоминает о годах своей службы в Вооруженных
Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные
гости придирчиво оценивают внешний вид
и поведение представителей той армии,
которой их так долго пугали [4, с. 9-10].