Виды искусства и их природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Виды искусства -- это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Работа содержит 1 файл

сообщение по этике.docx

— 18.80 Кб (Скачать)

Виды искусства и их природа

ВВЕДЕНИЕ

Искусство - одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности оно общезначимо, без него невозможно представить  жизнь людей.

Виды искусства -- это исторически  сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство  существует и развивается как  система взаимосвязанных между  собой видов, многообразие которых  обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в  процессе художественного творчества.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом  изобразительно-выразительных средств  и приемов. Таким образом, виды искусства  отличаются друг от друга, как предметом  изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

Понятие «вид искусства» -- основной структурный  элемент системы художественной культуры. Изобразительное искусство  раскрывает многообразие мира с помощью  пластических и колористических  материалов.

Литература включает все оттенки  творчества, реализуемые в слове. Музыка имеет дело не только со звучанием  человеческого голоса, но и с разнообразными тембра созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных  инструментах). Архитектура и декоративно-прикладное искусство -- через существующие в  пространстве материальные конструкции  и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей -- сложно и многообразно выражают свою видовую  определенность. Каждый из видов искусств имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Виды искусства -- это звенья единого общественного  явления, каждый из них относится  к искусству в целом, как частное  к общему. Эстетика. Под ред. Радугина А.А., М., 2002, с. 184.

Видовые свойства искусства проявляются  в конкретную историческую эпоху  и в различных художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого  восприятия мира.

Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Без сомнения первой из них является мифологическая классификация видов  искусств, которая включала как однопорядковые формы творчества -- трагедию, комедию, так и первые группы, получившие название «мусические искусства» (поэзия, музыка, танец) и технические искусства (архитектура, медицина, геометрия). В своей «Поэтике» Аристотель сформулировал трехслойное -- видовое, жанровое, родовое -- деление форм художественной деятельности которое стало основополагающим в морфологии искусства и значительным завоеванием античной эстетики в целом.

В эпоху Возрождения системный  анализ искусства был ограничен, хотя в «Книге о живописи» Леонардо да Винчи и в знаменитом «Лаокооне» Г. Лессинга было произведено исследование различий между изобразительным  искусством и поэзией. Процесс самоопределения  эстетики как науки совпал по времени  с появлением практически первого  глубокого анализа искусства. Речь идет о трактате Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в котором автор не только рассмотрел всю сферу художественно-творческой деятельности, но и сумел найти в ней место каждому искусству. Однако только в начале ХIХ в. Гегель в структуру своей грандиозной эстетической концепции заложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств -- архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией.

Начиная с ХIХ в. мировая эстетическая мысль трудами Гегеля, Шеллинга, Вагнера, Скрябина и многих других доказывала принципиальную равноценность и  необходимость существования и  развития всех видов искусств. В  ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусств постоянно изменялась, проявляя при  этом различные, порой взаимоисключающие  тенденции: из древнего синкретического  искусства произошла дифференциация всех его видов; в процессе исторического  развития образовались синтетические  виды искусств (театр и архитектура), а влияние научно-технического прогресса  стимулировало появление новых  видов искусств (кинематограф, телевидение).

В процессе теоретического осмысления искусства предпринимались попытки  противопоставления одних видов  искусств другим и их деление на ведущие и второстепенные. Такая  постановка вопроса была связана  с тем, что действительно в  процессе исторического развития отдельные  виды искусств получают доминирующее звучание. Так, в классической русской  художественной культуре ХIХ в. литература являлась не просто стержневым видом искусства. И философия, и изобразительное искусство, и музыка в значительной степени были пронизаны литературными сюжетами и образами.

Литература оказывала мощнейшее  влияние и на формирование общественного  сознания в России. Особенно интенсивно этот процесс шел через художественную критику, которая в этот исторический период тесно смыкалась с публицистикой. Происходил своего рода процесс «олитературивания» самой действительности, когда литература объединяла в единое целое все остальные духовные сферы.

Однако в пореформенную эпоху  в рамках русского искусства ХIХ  в. вызревает ситуация, когда множество  других его видов достигают поистине классического совершенства. Музыка и живопись по степени своего развития становятся вполне вровень с литературой. Репин и Верещагин, Чайковский и  Мусоргский, Толстой и Чехов -- эти  имена гениев русской культуры делаются известными в Европе и во всем мире. Происходит интеграция различных сфер художественного продуцирования, делается акцент на всеобъемлющем синтезе  искусств, на приоритете гуманистических  интересов и идеалов. Подобная ситуация стала характерной и для искусства  ХХ в., когда появление его «новых»  видов (кино и телевидения) не только не способствовало исчезновению «старых», а наоборот, обогатило жанровую палитру  каждого из них.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации  искусств, хотя единой до сих пор  нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие  группы. В первую -- входят так называемые пространственные или пластические виды искусств.

К ним относятся архитектура, все  жанры изобразительного искусства  и художественная фотография. Для  этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии  художественного образа. Ко второй группе относятся временные или  динамические виды искусств -- литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени  композиция. Третью группу представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.

В свою очередь, искусства можно  группировать и на основе других признаков -- зрелищные и незрелищные, простые  и синтетические и т. д.

В современных условиях заметно  повышается художественное начало в  различных сферах человеческой деятельности. Так, спортивные празднества все  больше превращаются в целостные  театрализованные зрелища, в отдельных  видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов  поднимается до уровня настоящего художественного  творчества. Тот же процесс можно  наблюдать и в деятельности современных  промышленных и сельскохозяйственных выставок и ярмарок. Сам их облик, экспозиция и реклама представляют собой эстетически наполненное  художественное целое.

Современное общественное развитие требует  включения различных видов искусств в сферу деятельности, общения  и досуга людей. Все виды искусств по-своему необходимы и каждый из них  имеет большое значение в социальной практике.


Информация о работе Виды искусства и их природа