Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:46, реферат
Виды искусства -- это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства и их природа
ВВЕДЕНИЕ
Искусство - одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей.
Виды искусства -- это исторически
сложившиеся, устойчивые формы творческой
деятельности, обладающие способностью
художественной реализации жизненного
содержания и различающиеся по способам
ее материального воплощения. Искусство
существует и развивается как
система взаимосвязанных между
собой видов, многообразие которых
обусловлено многогранностью
Каждый вид искусства обладает
своим специфическим арсеналом
изобразительно-выразительных
Понятие «вид искусства» -- основной структурный элемент системы художественной культуры. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов.
Литература включает все оттенки
творчества, реализуемые в слове.
Музыка имеет дело не только со звучанием
человеческого голоса, но и с разнообразными
тембра созданными природными и техническими
приспособлениями (речь идет о музыкальных
инструментах). Архитектура и декоративно-
Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира.
Попытки изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Без сомнения первой из них является мифологическая классификация видов искусств, которая включала как однопорядковые формы творчества -- трагедию, комедию, так и первые группы, получившие название «мусические искусства» (поэзия, музыка, танец) и технические искусства (архитектура, медицина, геометрия). В своей «Поэтике» Аристотель сформулировал трехслойное -- видовое, жанровое, родовое -- деление форм художественной деятельности которое стало основополагающим в морфологии искусства и значительным завоеванием античной эстетики в целом.
В эпоху Возрождения системный анализ искусства был ограничен, хотя в «Книге о живописи» Леонардо да Винчи и в знаменитом «Лаокооне» Г. Лессинга было произведено исследование различий между изобразительным искусством и поэзией. Процесс самоопределения эстетики как науки совпал по времени с появлением практически первого глубокого анализа искусства. Речь идет о трактате Ш. Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), в котором автор не только рассмотрел всю сферу художественно-творческой деятельности, но и сумел найти в ней место каждому искусству. Однако только в начале ХIХ в. Гегель в структуру своей грандиозной эстетической концепции заложил взаимоотношения между пятью главными видами искусств -- архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией.
Начиная с ХIХ в. мировая эстетическая
мысль трудами Гегеля, Шеллинга,
Вагнера, Скрябина и многих других доказывала
принципиальную равноценность и
необходимость существования и
развития всех видов искусств. В
ходе функционирования мировой художественной
культуры система видов искусств
постоянно изменялась, проявляя при
этом различные, порой взаимоисключающие
тенденции: из древнего синкретического
искусства произошла
В процессе теоретического осмысления
искусства предпринимались
Литература оказывала
Однако в пореформенную эпоху
в рамках русского искусства ХIХ
в. вызревает ситуация, когда множество
других его видов достигают поистине
классического совершенства. Музыка
и живопись по степени своего развития
становятся вполне вровень с литературой.
Репин и Верещагин, Чайковский и
Мусоргский, Толстой и Чехов -- эти
имена гениев русской культуры делаются
известными в Европе и во всем мире.
Происходит интеграция различных сфер
художественного
В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три большие группы. В первую -- входят так называемые пространственные или пластические виды искусств.
К ним относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства и художественная фотография. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа. Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств -- литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция. Третью группу представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.
В свою очередь, искусства можно группировать и на основе других признаков -- зрелищные и незрелищные, простые и синтетические и т. д.
В современных условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой деятельности. Так, спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные зрелища, в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика) мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества. Тот же процесс можно наблюдать и в деятельности современных промышленных и сельскохозяйственных выставок и ярмарок. Сам их облик, экспозиция и реклама представляют собой эстетически наполненное художественное целое.
Современное общественное развитие требует
включения различных видов