Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:07, реферат
Основные правила деловой беседы. Умение слушать в процессе делового общения. По каким признакам мы обычно определяем, что собеседник говорит неправду.
Введение
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.
1. Основные правила деловой беседы
Деловая беседа является «генератором», движущей силой бизнеса. Почти все дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи различных деловых бесед. Их значение для деятельности человека можно сравнить со значением речи для всего человечества и его развития.
Деловая беседа - система
целесообразно подобранных
Беседа является благоприятной
и часто единственной возможностью
убедить собеседника в
Правила делового общения -- это общие исходные идеи, руководящие начала, основные предпосылки его построения. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.
Основные правила деловой беседы:
1. Каждая беседа должна
иметь цель. Инициатору встречи
надо понять и четко для
себя сформулировать, чего он
хочет добиться. Во время беседы
необходимо разобраться в том,
к чему в данный момент
2. Самые первые и сильные
впечатления о человеке
Нужно следить за выражением
своего лица. В повседневном общении
оно не должно быть угрожающим или
надменным -- это может стать
3. Собеседники обычно
более внимательны именно в
начале разговора. Первые три-
5. Начинать беседу нужно
с дружеского тона, поддерживать
позитивную атмосферу общения.
Это значит: быть вежливым, тактичным,
доброжелательным и
6. Важно помнить, что
своеобразным мимическим
7. Не начинайте разговор
с обсуждения тех вопросов, по
которым расходитесь с
8. Будьте хорошим слушателем. Развитая способность слушать предполагает:
-- умение воздерживаться от выражения своих эмоций при восприятии информации -- даже неблагоприятной;
-- поощрение собеседника
к продолжению разговора, «
-- умение «подхватывать»,
развивать мысль собеседника,
держаться «на один шаг вперед»
9. Избегайте критиковать
коллег и малознакомых людей.
Однако критику в свой
10. Прежде чем убеждать
человека в чем-либо, постарайтесь
понять его. При этом
· Оперируйте простыми, точными, убедительными понятиями.
· Выбирайте способ и темп аргументации, соответствующий особенностям характера собеседника.
· Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру.
· Избегайте неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
· Стремитесь как можно нагляднее донести до партнера свои аргументы.
11. Запоминайте и не
путайте имена людей. Чаще
12. Помогайте людям чувствовать
свое значение. Люди, допускающие
в общении высокомерный тон,
грубость, заносчивость, иронические
или невежливые замечания,
Остерегайтесь, злейших врагов
общения -- раздражительности и
Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных и запланированных целей. Для этого на последнем этапе беседы, в фазе принятия решений необходимо:
· Достижение основной или альтернативной цели.
· Стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий
· Обеспечение благоприятной атмосферы.
· Поддержание в случае необходимости дальнейших контактов с партнерами.
Заключительную фазу деловой беседы принятие решений - следует начинать с резюме и сделанных на его основе выводов. Резюме должно быть понятно для всех присутствующих, с четко выраженным выводом. Переводить беседу в завершающую фазу следует не на спаде, а на подъеме, например, когда мы исчерпывающе ответили на замечание собеседника или когда его удовлетворенность ответами очевидна. Важно отделить заключительную часть беседы от других фаз, например с помощью таких выражений как «давайте подведем итоги», «мы подошли к концу нашей беседы» и др. Завершение беседы не должно быть слишком длинным.
2. Умение слушать в процессе делового общения
Деловое общение не строится на монологах. В общение потребуется быть то говорящим, то слушающим настолько часто, что временами вам сложно будет переключаться. Если вместо того чтобы слушать, тратить время на планирование ответа и ждете возможности вставить слово, эффективность беседы резко падает. А, как показывает практика, успех делового взаимодействия зависит не только от умения говорить, задавать вопросы, но и от умения своевременно замолчать и послушать своего партнера, посочувствовать ему, чутко среагировать на его замечания. Как мудро заметил античный философ Эпиктет, «у человека два уха и один язык, чтобы в два раза больше слушать, чем говорить».
Умение слушать -- мощная
сила, ослабляющая воздействие
Многие деловые люди считают
приемлемой тактикой не уделять оппоненту
слишком много времени и
Цель общения - это то,
ради чего у человека возникает данный
вид активности. У животных целью
общения может быть побуждение другого
животного существа к определенным
действиям, предупреждение о том, что
необходимо воздержаться от какого-либо
действия. Мать, например, голосом или
движением предупреждает
У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Существует активное и пассивное слушание.
Пассивное слушание дает собеседнику возможность высказаться. Оно состоит из умения внимательно молчать. Здесь важны оба слова. «Молчать» - так как собеседнику хочется, быть услышанным, и его меньше всего интересуют наши замечания. «Внимательно» - иначе собеседник обидится, и общение прервется, иногда едва начавшись. Все, что нужно делать в этом случае, - это не мешать говорящему и поддерживать течение его речи, чтобы он смог полностью выговориться.
Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, своего рода капитуляцию. Зато можно узнать иную точку зрения, а затем - действовать.
Открыв для себя другую точку зрения, мы вовсе не обязаны с ней соглашаться, но зато мы узнаем, из чего исходит наш собеседник, и сможем действовать, учитывая эту информацию.
Пассивное слушание в деловом разговоре наиболее эффективно в следующих случаях:
1. В напряженной ситуации,
когда собеседник начинает
2. Когда собеседник испытывает
трудности с выражением своих
забот и проблем или, наоборот,
радостей. Здесь полезно, по мимике
и жестам поняв состояние
3. При беседах с подчиненными.
Люди часто не решаются