Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:10, контрольная работа
Основной целью моей контрольной работы, является изучение и понимание важнейших моральных и этических учений Будды.
Введение 3
Глава 1. Жизнь Будды 4
Глава 2. Четыре благородных истины 6
Глава 3. Философский смысл этического учения Будды 8
3.1. Теория зависимого происхождения 8
3.2. Теория кармы 8
3.3. Учение о всеобщем изменении и непостоянстве 9
3.4. Теория несуществования души 9
Заключение 12
Библиографический список 14
Таким же образом может быть доказано, что ни одна вещь не остается неизменной в течение любых двух моментов, так как она не может дать одинакового результата за два разных момента своего существования. Следовательно, все длится только одно мгновение, момент.
3.4. Теория несуществования души. Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо - одушевленное или неодушевленное - не исключаются, из сферы его действия. Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое.
В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей изменяемости Будда отрицает существование такой души. Но в таком случае могут спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее перерождениях или даже просто в различных стадиях развития - детстве, юности и старости? Отрицая целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь. Жизнь - это непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность эволюции жизни основана, таким образом, на причинной связи, охватывающей все стадии ее развития.
Концепция души, как и в философии Вильяма Джемса, заменяется здесь концепцией непрерывного потока сознания. Поскольку данное состояние сознания получает в наследство свои характерные черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем. Память, таким образом, можно объяснить без допущения наличия души. Эта теория несуществования души играет весьма важную роль в понимании учения Будды. Он неустанно убеждает своих учеников отбросить заблуждения о самих себе. Будда указывает, что те, кто страдает иллюзией о своем я, не знают своей собственной природы; однако они решительно протестуют против утверждения, что любят душу; они хотят сделать душу счастливой, достигнув спасения. Будда остроумно сравнивает это с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, никто никогда не видел и не знал, а также с сооружением лестницы для подъема во дворец, которого человек никогда не видел.
Человек
- это только условное название совокупности
различных целостей : целого материального
тела, нематериального ума (манас
или читта) и бесформенного сознания
(виджняна), подобно тому как колесница
- совокупность колес, осей, оглоблей и
т. д. Существование человека зависит
от этой совокупности, и когда она
распадается, человек перестает
существовать. Душа, или я, означает
не что иное, как эту совокупность.
С психологической точки
1. форма, состоящая из различных факторов, которые мы воспринимаем в этом теле, имеющем форму;
2. чувства удовольствия, страдания и безразличия;
3. восприятие, включая понимание и наименование;
4. предрасположение или стремление, порождаемый впечатлениями прошлого опыта;
5. сознание самого себя.
Подводя
итог своему учению, Будда сказал однажды:
«И ранее и даже теперь я настаиваю на
этом - страдание и прекращение страдания».
Цитируя это изречение, Рис-Дэвидс говорит,
что теория зависимого происхождения
(в обоих ее аспектах - объяснение мира
и объяснение происхождения страдания)
вместе с формулой восьмеричного пути
достижения нирваны является «не только
сущностью всего раннего буддизма, но
также именно тем пунктом, относительно
которого мы находим самые определенные
и ясные утверждения Дхаммы как Дхаммы,
приписываемые Гаутаме». Они-то и составили
содержание очерка об учении Будды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этика, или как мы ее еще называем, нравственная философия, имеет огромное значение в жизни человечества. Она концентрирует в себе извечные размышления, переживания людей о самих себе, о своих отношениях с ближними и дальними, с вечностью.
Мораль создает механизм устойчивой системы связи между людьми, человеком и обществом, основу которых составляют взаимные обязательства, нахождение адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки и свободы выбора. Выработка, формирование и развитие норм морали, ее требований происходит в процессе трудовой деятельности. В современном обществе, когда человек из соучастника общественного процесса все в большей степени превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего прогресса.
Человек
- существо незавершенное и потому
вечно недовольное собой. Он включен
в жизненный процесс и в
то же время возвышается над ним.
Он не отождествляет себя со своей
жизнедеятельностью, он судит, оценивает
ее с какой-то иной, более высокой,
чем сама жизнедеятельность, позиции.
Сознательное стремление подняться
над самим собой, завершить свое
бытие является видовым признаком
человека, отличающим его от других существ.
Чтобы прийти к согласию с самим собой,
преодолеть саморазорванность собственного
бытия, человек должен вырваться из мира,
пробиться по ту сторону добра и зла - таков
общий пафос этики Будды. Будда исключительно
серьезно отнесся к человеческой жажде
бессмертия. Во-первых, он ясно осознал
предельность, абсолютность этого стремления.
Жизнь и смерть связаны между собой нерасторжимо.
Тот кто не желает умирать, не должен был
бы желать родиться. Желание бессмертия
- больше, чем желание, оно является желанием
исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно
Будде, идея бессмертия имеет для человека
не теоретический, а практический статус.
Речь идет не о том, чтобы обосновать бессмертие,
а о том, чтобы обрести его. Для этого человек,
не те или иные объединения людей, не человечество
в целом, а каждый отдельный человеческий
индивид должен победить самого себя.
Таким
образом, для того, чтобы получить
нравственное воспитание, необходимо
изучить опыт многих великих людей,
осмыслить их суждения и построить
свою точку зрения на все интересующие
вопросы.
БИБЛИАГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
М; 2005
Информация о работе Важнейшие моральные и этические учения: Будда