Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:06, реферат
МОРАЛЬ ТРУДОВАЯ - совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. М.т. согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. Выделяя М.т. в особую сферу человеческих отношений, можно утверждать, что ее действие не ограничивается лишь регуляцией. Содержание и функции трудовой морали характеризуют труд не только как основу существенной ценности (вечного естественного условия жизни, создавшего самого человека, развившего его способности и дарования), но и как определенного регулятора производственной деятельности людей, целенаправленного воспитателя привычки трудиться и соблюдать нормы и правила в трудовых отношениях. Трудом создается благо об-ва и его членов. Труд как творчество характеризует основной смысл жизни человека, его самоутверждения в об-ве. Влияние М.т. на личность наиболее эффективно в трудовом коллективе, когда эта мораль воздействует через его установки и принципы, нормы и правила - всю,систему практич. отношений коллектива.
Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС)
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Реферат на тему:
«Трудовая мораль и доверие»
Самара 2012г.
МОРАЛЬ ТРУДОВАЯ - совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. М.т. согласовывает их действия, поступки в целях сохранения целостности производственного коллектива. Выделяя М.т. в особую сферу человеческих отношений, можно утверждать, что ее действие не ограничивается лишь регуляцией. Содержание и функции трудовой морали характеризуют труд не только как основу существенной ценности (вечного естественного условия жизни, создавшего самого человека, развившего его способности и дарования), но и как определенного регулятора производственной деятельности людей, целенаправленного воспитателя привычки трудиться и соблюдать нормы и правила в трудовых отношениях. Трудом создается благо об-ва и его членов. Труд как творчество характеризует основной смысл жизни человека, его самоутверждения в об-ве. Влияние М.т. на личность наиболее эффективно в трудовом коллективе, когда эта мораль воздействует через его установки и принципы, нормы и правила - всю,систему практич. отношений коллектива. При этом не следует считать моральное влияние трудового коллектива на личность только положительным. Оно противоречиво. Оно может быть суррогатом коллективности (где наличествует подавление, нивелировка, трудовая и моральная незащищенность личности, нарушение принципа оплаты и др.), и подлинной коллективностью (где коллектив защищает соц. справедливость, права и свободы человека, развивает его индивидуальность, стимулирует добросовестный труд и т. д.). В современном реальном состоянии российского об-ва острота проблем, связанных с влиянием трудового коллектива, в немалой степени зависит от организации обществ. производства и возможностей личного творчества. Моральная ценность труда предполагает и нравственную оценку организации производственной деятельности, ее направленность на достижение как обществ., так и личного интереса.
Трудовое поведение,
трудовая мораль и трудовая активность
Изучение проблемы развития общества
невозможно без изучения социальной сущности
труда, отношения к нему, поскольку все,
что необходимо для жизни и развития людей,
создается трудом. Труд - основа функционирования
и развития любого человеческого общества,
независимое от всяких общественных форм
условие существования людей, вечная,
естественная необходимость, без него
не была возможна сама человеческая жизнь.
Труд, прежде всего процесс, совершающийся
между человеком и природой, процесс, в
котором человек своей собственной деятельностью
опосредствует, регулирует и контролирует
обмен веществ между собой и природой.
Также нужно учитывать, что человек, воздействуя
на природу, используя и изменяя ее в целях
создания потребительных стоимостей,
необходимых для удовлетворения своих
материальных и духовных потребностей,
не только создает материальные (пищу,
одежду, жилище) и духовные блага (искусство,
литературу, науку), но и изменяет свою
собственную природу. Он развивает свои
способности и дарования, вырабатывает
у себя необходимые социальные качества,
формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека.
Человек обязан труду в разделении функций
между верхними и нижними конечностями,
развитии речи, постепенном превращении
мозга животного в развитый мозг человека,
в совершенствовании органов чувств. В
процессе труда у человека расширялся
круг восприятий и представлений, его
трудовые действия постепенно стали носить
сознательный характер.
Таким образом, понятие "труд" не
только экономическая, но и социологическая
категория, имеющая определяющее значение
в характеристике общества в целом и отдельных
его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют,
вступают в отношения друг с другом и именно
труд является той первичной категорией,
в которой заключено все многообразие
конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой,
истоком всех социальных явлений. Он изменяет
положение различных групп работников,
их социальные качества, в чем и проявляется
сущность труда как базового социального
процесса. Наиболее полно социальная сущность
труда раскрывается в категориях "характера
труда" и "содержания труда" (Рис.
1).
Характер труда отражает в основном его
социальную сущность, по которой труд
всегда является общественным. Однако
общественный труд состоит из труда индивидов,
а в различных общественно экономических
формациях связь между индивидуальным
и общественным трудом различна, что и
определяет характер труда. Он выражает
социально-экономический способ соединения
работников со средствами труда, т.е. процесс
взаимодействия человека с обществом
и зависит от того, на кого человек работает.
Характер труда определяется особенностями
производственных отношений, при которых
труд совершается, и выражает степень
их развитости. Он отражает социально-экономическое
положение трудящихся в общественном
производстве, отношение между трудом
всего обществ и трудом каждого отдельного
работника. Но общественные формы труда
обусловлены типом производственных отношений
и в различных общественных формациях
различны. Для более полного понимания
социальной сущности труда необходимо
рассмотреть изменение его характера
при изменении общественных формаций.
К показателям характера труда относится
форма собственности, отношение работников
к средствам производства и своему труду,
распределительные отношения, степень
социальных различий в процессе труда
и др.
В процессе трудовой деятельности люди
взаимодействуют, образуя социальные
отношения. Наиболее важными являются
отношения человека к человеку и отношения
человека к труду. Они являются одним из
определяющих признаков характера труда.
При этом человек не пассивный носитель
указанных отношений. Реализуя эти отношения
в процессе целесообразной деятельности,
он не только преобразует и присваивает
"вещество природы в форме, пригодной
для его собственной жизни", но и изменяет
социальные отношения, "изменяет свою
собственную природу", свои физические
и духовные способности, свои сущностные
силы. Если взаимодействие человека со
средствами производства формирует у
него профессиональные способности и
навыки, то отношение к труду, отношение
друг к другу - определенные социальные
качества.
Профессиональные способности, навыки
в сочетании с физическими возможностями
работников образуют главную движущую
силу производства. Однако результат трудовой
деятельности зависит не только от уровня
развития профессионального мастерства
и физических возможностей , но и в первую
очередь от того, как человек относится
к труду.
Отношение к труду не может быть положительным,
отрицательным и индифферентным (безразличным,
нейтральным). Оно оказывает огромное
воздействие на развитие производительных
сил и всю систему производственных отношений
общества.
Сущность отношения к труду заключается
в реализации того или иного трудового
потенциала работника под влиянием осознанных
потребностей и сформировавшейся заинтересованности.
Отношение к труду характеризуется стремлением
(или отсутствием стремления) человека
максимально проявлять свои физические
и духовные силы, использовать свой опыт
и знание, способности достижения определенных
количественных и качественных результатов
труда. Оно проявляется в поведении, мотивации
и оценке труда.
Трудовое поведение - внешнее, мотивация
и оценка - внутреннее проявление отношения
к труду. Трудовое поведение работника
характеризуется его социальной активностью.
Социальная активность - мера социальной
преобразующей деятельности работников,
основанной на осознании внутренней необходимости
действий, цели которых определяются общественными
потребностями. Она появляется в социальной
деятельности, и соответственно трем ее
формам различаются три основных вида
социальной активности: трудовая, общественно-политическая
и познавательно-творческая.
Трудовая активность - основной, определяющий
вид социальной активности. Она выражается
в вовлечении работника в общественное
производство и постоянном росте производительности
труда, степени реализации им своих физических
и умственных возможностей, знаний, умений,
способностей при выполнении конкретного
вила трудовой деятельности. Уровень трудовой
активности характеризуется достигнутыми
результатами в выполнении установленных
производственных заданий (норм), повышении
качества продукции, совмещении профессий
и функций по собственной инициативе,
переходе на многостаночное обслуживание
по отраслевым и межотраслевым нормам,
освоении вторых и смежных профессий,
улучшении использования средств труда
(оборудования, сырья, материалов), сокращении
сроков освоения новых видов продукции
и оборудования, оказании помощи товарищам
по работе, соблюдении и укреплении дисциплины
труда и др.
Общественно-политическая активность
выражается в расширении участия в общественно
политической деятельности, в управлении
делами производства. Это участие в обсуждении
общегосударственных постановлений, в
выборных органах, в работе общественных
организаций, собраний, выполнении общественных
поручений и др.
Познавательно - творческая активность
проявляется в повышении общеобразовательного
и квалификационного уровня, формировании
личности пытливой, ищущей, утверждающей
творческое начало во всех сферах жизни
общества. Это постоянный поиск новых
постановок задач, решений, активное варьирование
функций, овладевание передовыми приемами
и методами труда, внесение в трудовой
процесс новых, прогрессивных, ранее не
использовавшихся элементов, участие
в рационализаторстве и изобретательстве,
внесение предложений по совершенствованию
производства и труда, практическая реализация
которых способствует повышению эффективности
деятельности всего коллектива.
Социальное творчество - наиболее зрелая
форма социальной активности, высшая форма
социальной деятельности, созидательный
процесс, направленный на преобразование
сложившихся и создание качественно новых
форм социальных отношений и социальной
действительности. Оно предполагает мобилизацию
всех интеллектуальных, духовных и физических
сил, позволяет личности предельно полно
раскрыть свои способности, направить
энергию на достижение интересов общества,
коллектива.
Заинтересованное и инициативное, добросовестное
и творческое отношение к труду приобретает
особое значение в контексте всемирной
активизации человеческого фактора, являющегося
решающей силой социального прогресса.
В этой связи важно сочетание инициативности
с исполнительностью, самодеятельности
с дисциплиной, творчества с традициями,
темпа и объема с качеством создаваемого
продукта, силы внутренних побуждений
с учетом реальных возможностей.
Определяющей в формировании отношения
к труду выступает мотивация. Трудовое
поведение - результативный процесс, производная
мотивации. Мотивация выражается в трудовых
мотивах и установках, которыми руководствуется
работник в своем трудовом поведении.
Оценка труда - внутреннее состояние работника,
вызванное его трудовой деятельностью,
его удовлетворенностью окружающей производственной
обстановкой (условиями, оплатой и нормированием
труда, его содержанием).
Оценка трудовой деятельности, ее результатов
зависит от соответствия между мотивами,
установками, требованиями, предъявляемыми
работниками к труду, и собственно трудовой
деятельностью, конкретной производственной
обстановкой.
Цель изучения отношения к труду - выявление
механизма его формирования и управления
им. Наиболее значимыми моментами при
этом являются изучение факторов, формирующих
отношение к труду, и выявление степени
его воздействия на производственные
показатели работника.
На поведение человека в труде, формирование
его отношения к труду влияет множество
факторов. Они стимулируют или сдерживают
увеличение трудовых усилий, использование
трудящимися своих знаний и опыта, умственных
и физических способностей.
Характеристика отношения к труду должна
даваться как со стороны труда (объекта),
так и со стороны работника (субъекта)
в виде непосредственного его участия
в системе общественного производства,
его сознания, понимания, оценки своего
трудового участия (вклада) в общественное
производство. Поэтому все факторы формирования
отношения к труду можно разделить на
объективные условия и обстоятельства,
которые образуют независимые от субъекта
предпосылки его деятельности, связанные
с особенностями производственной и внепроизводственной
среды и субъективные, связанные с отражением
внешних условий в сознании и психике
работника, с его индивидуальными особенностями.
Объективные характеристики труда, хотя
и являются внешними по отношению к человеку,
но они воздействуют на человека и оцениваются
им. У человека складывается определенная
внутренняя позиция по отношению к труду
как типу деятельности.
Объективные факторы выступают стимулами,
внешними побудителями к трудовой деятельности,
равнодействующими по отношению к любым
видам труда и любым типам личности; субъективные
- мотивами, внутренними побудителями
конкретной личности.
Объективные факторы бывают общие и специфические.
К общим относятся социально-экономические
и иные социальные условия трудовой деятельности.
Например, характер производительных
сил, которые действуют через общественные
отношения и обусловливают типичное для
данного общественного строя отношение
людей к участию в труде. Так, в условиях
первобытного общества труд для человека
не был бременем , воспринимался как нормальная
естественная форма жизнедеятельности
людей. Трудолюбие с давних пор является
нормой народной морали. Трудолюбие как
деятельность из внутренних побуждений
особенно проявляется, когда сознательно
сочетаются личные и общественные интересы
и определяющими становятся общественные
мотивы трудовой деятельности личности.
На формирование отношения к труду наряду
с объективными общими социальными факторам,
которые создают лишь предпосылки формирования
определенного отношения к труду, оказывают
влияние объективные специфические, а
также субъективные факторы. Специфические
факторы служат условиями реализации
предпосылок формирования отношения к
профессии и работе как конкретному виду
труда, созданных общими социальными факторами.
Специфические факторы - это обстоятельства
и условия конкретной трудовой деятельности:
содержание труда, его производственные
условия, организация и оплата, социально-психологический
климат коллектива, система семейного
и школьного воспитания, средства массовой
информации и пропаганды, самостоятельность
деятельности и степень участия в управлении.
Особое значение имеет содержание труда,
выполняемой работы. Труд престижный,
высококвалифицированный, новаторский,
с большой долей творческих элементов
создает предпосылки для отношения к нему
как к высшей ценности.
На отношение к труду непосредственно
влияют отлаженность хозяйственного механизма
и организация труда. Отношение к труду
людей в значительной мере зависит от
трудового и бытового комфорта. Каждый
человек как личность чувствующая, обсуждающая,
сравнивающая хочет, чтобы условия его
труда и быта соответствовали его представлениям,
идеалам, профессиональной подготовке,
физическим и умственным возможностям,
социально-психологическим особенностям.
И в зависимости от того, как ему это удается,
развивается и его трудовая активность.
В одном и том же коллективе, на одних и
тех же участках производств люди по-разному
относятся к труду: одни трудятся инициативно,
высокопроизводительно, с полной отдачей
сил и способностей, другие - с ленцой,
допускают потери рабочего времени, не
соблюдают требований производства, нарушают
дисциплину труда. Поэтому большое влияние
на формирование отношений человека к
труду оказывают субъективные факторы:
предшествующий опыт, общая и профессиональная
культура, психологические, демографические
и социально - обусловленные особенности
человека: его пол, возраст, образование,
стаж работы, способности, наклонности,
степень сознания общественной значимости
деятельности, потребность в ней и особенно
ценностные ориентации.
Об отношении к труду в конкретных производственных
условиях можно судить по объективным
и субъективным показателям. К объективным,
в которых воплощается отношение к труду,
относятся:
- выполнение производственных заданий,
- качество работы,
- инициативность,
- самостоятельность, участие в рационализаторстве
и изобретательстве,
- дисциплинированность.
Следует отметить, что сами по себе перечисленные
показатели недостаточно отражают то
или иное отношение к труду. Нередко у
добросовестных, сознательных работников
наблюдаются низкие производственные
показатели в силу слабого здоровья, недостаточной
квалификации и т.п. Производственные
показатели в значительной мере зависят
от физической выносливости, трудового
опыта работника, его пола, возраста и
одаренности, т.е. от факторов, связанных
не с его субъективным отношением к труду,
а производственно - квалификационными
и психологическими потенциями. Поэтому
для более поной характеристики отношений
к труду следует учитывать ценностные
ориентации личности, структуру и иерархию
мотивов трудовой деятельности, степень
удовлетворенности работника трудом,
что составляет субъективные показатели
отношения к труду.
Наиболее важным из субъективных показателей
является показатель удовлетворенности
трудом, который отражает степень соответствия
труда тем требованиям, которые работник
к ним предъявляет. Удовлетворенность
трудом формируется под воздействием
реально сложившейся производственной
ситуации, установок и мотивов деятельности
работника. Если работник удовлетворен
работой, то его потребности и интересы
в значительной мере реализованы. Чем
менее содержателен труд и чем более развиты
потребности и интересы работника, тем
меньше будет его удовлетворенность трудом.
По состоянию объективных и субъективных
показателей отношения к труду можно судить
о том, насколько труд стал первой жизненной
потребностью, ценностью для каждого члена
коллектива, служит ли он средством самовыражения,
самоутверждения или только средством
удовлетворения его материальных потребностей.
Доверие — отношение к действиям др. лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью Д. является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность др. общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.
В
истории человечества необходимость
объединения усилий в трудовой деятельности
вызывала потребность во взаимных обязательствах
и, следовательно, в Д. Однако противоположность
личных интересов в классовом
об-ве, основанном на частной собственности,
привела к утверждению практики взаимного
обмана, воровства, мошенничества. Это
способствовало развитию чувства взаимного
недоверия у людей.
В классовом об-ве совместные предприятия
и договоры не могут основываться только
на Д;, а должны гарантироваться санкцией
государства, правом. Д. наиболее характерно
для отношений между трудящимися, особенно
для пролетариата, объединенного самим
характером его труда и не обладающего
частной собственностью на средства производства;
оно возникает на основе солидарности трудящихся
в борьбе против эксплуатации. С победой
социализма отношения Д. распространяются
на все об-во; на основе единства коренных
интересов трудящихся создается «дисциплина
доверия» (В. И. Ленин,
т. 36, с. 500).
На взаимном Д. строятся отношения между
трудящимися и их авангардом — Коммунистической
партией. Д. характерно также для отношения
социалистического об-ва к отдельным его
членам (как результат возрастающей сознательности
масс), для повседневных взаимоотношений
между людьми в труде и в быту. Вместе с
тем Д. к людям не означает слепой веры.
Оно предполагает взаимную ответственность и
проверяется опытом, практикой. Обман
Д. — тяжкий моральный проступок (Вероломство).
Большой научный и практический
интерес представляет изучение природы
доверия. Доверие человека к каким-либо
явлениям, действиям, событиям зависит,
с одной стороны, от его субъективных
представлений о
С философско-социологической
точки зрения проблему доверия можно
рассматривать как процесс
В практике международных исследований и оценок ранжирование социально-экономических систем по критерию доверия осуществляется с помощью индекса доверия, под которым понимается степень надежности институциональной среды. Например, определяется доверие инвесторов к государственным и частным структурам, к соблюдению принятых законов и правил. Известны крупномасштабные обследования, в ходе которых система показателей оценивалась по 6-балльной шкале. Оценке "один" соответствовала максимальная напряженность проблем, оценке "шесть" - отсутствие каких-либо сложностей.
Не менее важен и психологический аспект проблемы доверия. Доверие как психологическое состояние личности может возникать при складывании воедино ряда факторов: интересов данного индивидуума, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т. д. В последнее время все большее значение приобретают ценностные ориентации, так или иначе связанные с социальным опытом данной личности, половозрастными характеристиками, мотивацией поведения и т. д. Доверие возникает, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам, которые во многом зависят от его социального положения в обществе. Иными словами, чем выше его социальный статус и больше перспектив для самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам.
Доверие как психологическое
состояние человека реализуется
в его поведении. Любые позитивные
результаты каких-либо действий вызывают
в сознании человека доверие к
ним и при повторении данных действий
с неизбежностью ведут к
Экономическое содержание
категории доверия носит
Отношения доверия в
системах управления складываются и
развиваются последующим
* доверие населения проводимым экономическим реформам;
* доверие граждан различным
финансово-экономическим
* доверие государственных
органов власти частным
* доверие граждан и
предпринимателей
* доверие частных структур друг к другу;
* доверие между партнерами деловых отношений;
* доверие работников
к руководителям и
* доверие руководителей друг к другу;
* доверие между структурными подразделениями организации.
Источники доверия в организации:
В каждой организации доверие
должно предопределять взаимоотношения
между коллективом работников и
высшим управленческим персоналом для
эффективной реализации установленных
целей. Доверие в коллективе способствует
успешной совместной работе, позволяет
сообща решать сложные вопросы, обмениваться
мнениями, вырабатывать конструктивные
решения. Поддержка работниками
высших руководителей создает
Необходимыми предпосылками
доверия работников к руководителям
являются: компетентность руководителей,
их справедливость, умение правильно
оценить результаты работы и по достоинству
вознаградить работников, способность
к оперативному принятию решений, содействующих
эффективной работе предприятия
в условиях рынка, добросовестность
и честность как по отношению
к работникам, так и по отношению
к акционерам компании. Доверие работников
порождает слаженность в работе
коллектива, ускоряет процесс принятия
и реализации решений, усиливает
конкурентоспособность
Существенным элементом
укрепления доверия является такой
важнейший элемент системы
Доверие должно стать основополагающим
принципом взаимоотношений
В условиях расширения экономических
связей и укрепления договорных отношений
чрезвычайно важно доверие