Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:05, реферат
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Традиционные верования русского народа……………………………………5
а) Древние верования…………………………………………………………………5
б) Древнейшие боги славян…………………………………………………………..8
2. Традиционные обряды русского народа…………………………………….10
а) Обряды календарные……………………………………………………………..10
б) Обряды окказиональные…………………………………………………………13
в) Семейные обряды…………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………..20
Бог Волос, начиная с 907 года, официально выступает как скотий бог и покровитель богатства. В Киеве его идол находился на Подоле.
2. Традиционные обряды русского народа:
Обряды традиционные, представляют собой регламентированную обычаем норму сакрального поведения отдельного человека или группы людей, участвующих в каком-нибудь традиционном ритуале.
Принятая в русской этнографии классификация традиционных обрядов включает в себя три крупные группы обрядов: “обряды жизненного цикла”, “обряды календарные”, “обряды окказиональные”.
Обряды “жизненного цикла” часто именуют “семейными обрядами”. Они включают в себя обряды родильные, обряды свадебные, обряды похоронные. Под влиянием теории, именуемой теорией “обрядов перехода” А. ван Геннепа, данную группу традиционных обрядов современные этнографы часто называют “обрядами перехода”. Главным объектом обрядов жизненного цикла всегда является конкретный человек на определенном этапе его жизни.
Обряды календарные включают в себя традиционные обряды, исполняемые по определенным, неподвижным или подвижным (связанным с Пасхой), датам народного календаря. По времени их исполнения принято делить на “зимние”, “весенние”, “летние”, “осенние”, а также “осенне-зимние” и “весенне-летние”.
Обряды окказиональные включают в себя традиционные обряды, исполняемые для преодоления природного, общественного или личностного кризиса (антикризисные обряды) либо для вызывания подобного кризиса магическим способом (кризисные обряды).
а) Обряды календарные
Календарные обряды – это народные ритуалы, приуроченные к определенным подвижным (Пасха, Троица и др.) или неподвижным (Рождество, Крещение, день Георгия Победоносца и др.) праздникам народного календаря. Календарные обряды обычно имели своей целью поставить под покровительство того или иного святого какое-либо важное начинание, продолжение или завершение важнейших крестьянских работ, важного промыслового цикла. Начало весны в крестьянском календаре отмечалось в день Георгия Победоносца или Егория вешнего (6. 05 н. ст.), посвященный выгону крупного рогатого скота на летние пастбища.
На Николу вешнего (22.05 н. ст.) календарный обряд посвящался выгону лошадей на летние пастбища и состоял в подравнивании хвостов лошадям, «чтобы ходили ровно», то есть стадом. Рыбаки повсеместно молились на Николу вешнего, чтобы святой сохранил их жизни на промысловой путине. Завершался рыбацкий сезон на Николу зимнего (19.12 н. ст.).
На день Бориса и Глеба (15.05 н. ст.) – покровителей хлебопашцев и торговцев календарный обряд заключался в том, что каждый крестьянин выезжал сеять яровые хлеба, а торговцы совершали хотя бы одну выгодную сделку.
Начало лета северно-русского календаря приходилось на Иванов день (7.07. н. ст.). В канун праздника календарные обряды заключались в умывании росой, катаниях девушек обнаженными во ржи, парении в бане ивановскими вениками или венками, гаданиях по веникам и венкам о предстоящем замужестве.
На день Петра и Павла (Петров день) календарный обряд заключался в том, что в церкви и часовни Петра и Павла приносили «петровщину» – хлеб или кабуши (обрядовые куличи) на помин умерших и просили у святых хорошей погоды на время сенокоса.
На Ильин день (2.08 н. ст.) начиналась крестьянская осень. Самыми важными календарный обряд в этот день было тайное подкапывание картошки в своем огороде, а спорадически - коллективное пиршество с поеданием быка «солнечной» масти или белого барана мужской частью общества. Рыбаки и охотники утаивали по одной кости животного. Считалось, что при соединении ее с четверговой свечой добыча на охоте и рыбной ловле утраивается.
На Преображение Господне (второй или «яблочный» Спас – 19.08 н. ст.) календарный обряд заключался в купании в «ердани» в воде («На Спас Бог здоровья даст»).
На Усекновение главы Иоанна Предтечи (11.09 н. ст.) календарный обряд заключался в соблюдении запрета резать и сечь все, что напоминает голову человека.
На Рождество Богородицы (21.09 н. ст.) календарный обряд заключался в праздновании крестьянами «отжина» по случаю завершения уборки всех хлебов.
На Покров Богородицы (14.10 н. ст.) календарный обряд заключался в ритуале обхода усадьбы.
В Рождественский сочельник (6.01 н. ст.) календарный обряд заключался в ритуальном семейном ужине, на который съезжались все родственники, где бы они ни работали. Обязательным был обильный постный ужин из нескольких блюд и кутьи, чтобы весь год прожить сытно.
В Рождество Христово (7.01 н. ст.) календарный обряд в ритуальных действах по обеспечению благополучия на весь год., что в другие дни года делать запрещалось.
В Рождественские или «прямые» святки (7.01-18.10 н. ст.) календарный обряд заключались в ежедневных беседах молодежи и с полным набором зимних гаданий, в том числе, с применением символики воды. Во второй день Рождества ходили «славить Христа» по домам дети и подростки, в третий – старики, старухи и просто нищие.
Календарные обряды в день Рождественского сочельника (18.01 н. ст.) заключались в том, что на жилищах рисовали кресты «от молнии и нечистой силы», а девушки гадали «самым верным гаданием» над сосудами с водой.
В день Крещения Господня или Богояления (19.01 н. ст.) календарные обряды состояли в участии в водосвятьи и купании в прорубях.
В Благовещенье (7.03 н. ст.) календарный обряд запрещал всякую работу, включая дойку коров. Можно было лишь сидеть, сложа руки и тихо разговаривать.
Масленица (8 недель до Пасхи). Была особо наполнена календарными обрядами. В понедельник дети начинали кататься с гор на санках, первый испеченный блин клали за иконы на весь год. Вторник – молодежь на беседе гадала о судьбе и суженных. Среда – объедались блинами с маслом, зазывали соседей в гости на блины. Четверг – всех молодоженов по деревне катали на лошадях, молодежь снова гадала на беседах. Пятница – обрядовая поездка молодого зятя к теще на блины. Суббота – поминания блинами на могилах предков. Воскресенье (Прощенное воскресенье) – люди ходили по домам просить друг у друга прощенья перед наступление Великого поста.
В Вербное воскресенье (две недели до Пасхи) календарный обряд состоял в том, что святили вербы, хлестали этими вербами детей и кур, чтобы были здоровы.
Пасха и первая неделя по Пасхе тоже наполнена была календарными обрядами, которые производились в соответствие с православной традицией. С наступлением темноты приготовление пищи, участие во Всенощной службе, утром – сон, а в полдень разговенье с пасхальным яйцом, куличом и мясом (в Поморье – с треской). Во вторник «христосовались» с домовым и дворовым, оставляя пасхальные яйца в хлеву и сенях. Теща одаривала молодого зятя кадушкой с неокрашенными яйцами. Во вторник и четверг проводили последние в году беседы молодежи, гадали о судьбе в одиночку в заброшенных домах.
б) Обряды окказиональные
Обряды окказиональные - это внекалендарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных, либо наоборот - на создание кризиса, отклонения от нормы. Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или, хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону.
Грань между антикризисными и кризисными обрядами не всегда очевидна. Девушки, умывающиеся с целью повышения славутности ("лемби") росой, собранной в Ивановскую ночь, водой, слитой с колоколов, звучавших на Благовещенье, стремятся к норме. Девушка, встающая правой ногой на порог бани и призывающая ветры навести "тоску и сухоту на весь мир, на всех парней", занимается наведением порчи, кризиса в психическом состоянии потенциальных женихов. Обряды, нацеленные на сохранение нормы для себя. За счет кризиса у соседей (обряд кражи щепок-“коровушек” у чужих поленниц для переноса удойности с соседских коров на своих), направлены на создание кризиса. "Целительный обряд" остается антикризисным только до тех пор, пока знахарь или колдун стремиться восстановить целостность здоровья человека или животного, за счет православной молитвы или апокрифа, и даже задабривания жертвой духов низшей мифологии, но никак не за счет здоровья других людей или животных, принадлежащих другому хозяйству. Жертвы и молитвы, обращенные к Сатане и его воинству, как считается у народов Карелии, могут иметь лишь временный эффект в исправлении здоровья или поправке крестьянского хозяйства, т.к. расплатиться за достижение эффекта придется магическому специалисту сторицей на его смертном ложе, а заказчику такого обряда - после смерти на Суде Божьем.
в) Семейные обряды
Рождение ребенка: Одним из важнейших обрядов считался обряд рождения ребенка. Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.
Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней — иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, — у малыша будет «родимчик» и т.д.
В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам — нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.
Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.
В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья — в баню, хлев, сарай. Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).
С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы. Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца. Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.
В первые послеродовые дни женщины — родственницы, соседки, в основном детородного возраста, — приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду — хлеб, булку, пироги, печенье.
Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды и др.
Крещение: Желая приобщить новорожденного к христианской вере, родители несли его в церковь, где священник крестил его, опуская в купель с водой. При этом нарекалось его имя. Перед уходом в церковь для совершения обряда крещения повивальная бабка, производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте, наполненном проточной водой, сопровождая омовение произнесением заговоров. Затем она одевала ребенка в разрезанную отцовскую или материнскую рубаху (в соответствии с полом младенца) и, поднеся к отцу для благословения, передавала ребенка куму, если это был мальчик, или куме, если это была девочка.
Для обряда крещения приглашали кумовьев. Приглашение восприемников совершалось отцом новорожденного.
Главные действующие лица при крещении — крестные родители или восприемники (то есть принимающие ребенка из купели), в народе они именовались кумом и кумой. Восприемники несли иногда весьма значительные расходы. Кум покупал крест, расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста, а также полотенце священнику, чтобы утереть руки после погружения ребенка в купель. По истечении шести недель кума приносила ребенку пояс.
Главная роль на крестинах принадлежала не родному отцу новорожденного, который держался изолированно, а крестному отцу, куму. У многих народов восприемничество было делом наследственным, а крестный отец оставался постоянным лицом, то есть крестил всех детей данной семьи.
На восьмой день после рождения или ранее — если младенец слаб — совершалось крещение. При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке — православная крестная мать.
Свадебные обряды: Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник / мальчишник, выкуп, после этого следует таинство венчания, гуляние, свадебный пир.
Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали то одевали красный сарафан и говорили "У вас товар у нас купец", что обозначало что девушка "товар", а мужчина "купец".
Информация о работе Традиционные верования и обряды русского народа