Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:31, контрольная работа
темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Свойства темперамента – индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и др. – являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамен
Быстрота – способность быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение.
Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и доводы.
ВОЛЯ
Решительность – быстрый, обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения.
Целеустремленность – подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать все силы для ее достижения.
Смелость – способность преодолевать чувство страха и растерянности.
Выдержка, самообладание – способность сдерживать физические и психические проявления, мешающие достижению цели.
Мужество – способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды, страдания, лишения.
Инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески.
Самостоятельность – способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения.
Дисциплинированность – сознательное подчинения своего поведения общественным нормам и правилам.
Элемент сознания
В чем выражается и краткая характеристика
ВООБРАЖЕНИЕ
Творческое воображение – создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЯ
Фазность – нарастание напряжения, сменяющее его разрешение.
Полярность – противоположность переживаемых чувств.
Выражение отношения к объекту – положительного, отрицательного или неопределенного переживания.
2.4 Средства усиления своего воздействия на людей.
Для усиления воздействия на окружающих важно:
Следить за правильной осанкой. Высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее.Жалкая осанка – уязвимая мишень, свидетельство слабости.
Сохранять темп движения, соответствующий Вашему имиджу.Спешащий человек производит впечатление суетливого, медленный – увальня. Неспешные движения способствуют процессу концентрации внимания на главном.
Избегать невыгодных, нелепых позиций.
Использовать краткое и крепкое рукопожатие, как верное средство установления конструктивного контакта.
Контактировать глазами. Смотрите партнеру, таким образом, Вы не только демонстрируете свою искренность, но и будете лучше мыслить, яснее и убедительнее излагать свою точку зрения.
Не игнорировать различие и сходство полов, играющих важную роль в коммуникации. Используйте цивилизованные способы усиления своего влияния. Роль одежды в усилении своего воздействия на окружающих важна.
Психологически значимо:
умение подобрать одежду;
умение ее носить;
умение пользоваться разными аксессуарами.
Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.
Факторы притягивающих манер:
выразительность;
воспитанность;
открытость;
логика действий;
приличная жестикуляция.
3. Память и возможности ее развития.
Память – это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение.
Возможности развития памяти предполагают тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент.
Для этого рекомендуют:
как можно внимательней исследовать необходимый объект, фиксируя сознание на его мельчайших деталях и особенностях;
создать мысленный образ объекта, как можно более соответствующий действительности;
связать мысленный образ с личностно значимой ассоциацией.
1.Две формы памяти— человек хочет выучить наизусть стихотворение и прочитывает его вслух стих за стихом, а, затем повторяет несколько раз. Он запечатлелся в его памяти. Теперь он пытается дать себе отчет в том, как урок был выучен, и вызывает в своем представлении те фразы, которые он, одну за другою, прошел. Каждое из последовательных чтений встает перед умственным взором в своей индивидуальной особенности; человек снова видит его вместе со всеми теми обстоятельствами, которые его сопровождали и в рамку которых оно все еще остается включенным; оно отличается от всех предыдущих и всех последующих чтений уже самим местом, занимаемым им во времени; одним словом, каждое из таких чтений снова проходит перед ним, как определенное событие его истории. И тут опять-таки говорят, что эти образы — воспоминания, что они запечатлелись в памяти человека. В обоих этих случаях употребляются одни и те же слова. Обозначают ли они, однако, тот же самый предмет? Знание стихотворения, которое запомнил человек, выучив наизусть, имеет все признаки привычки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторения одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия. Наконец, как всякое привычное упражнение человеческого тела, оно включено в механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую систему автоматических движений, которые следуют друг за другом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинаковое время. Напротив, воспоминание какого-либо определенного чтения, например, второго или третьего, не имеет ни одного из признаков привычки. Его образ, очевидно, запечатлелся в памяти сразу, ибо другие чтения, по самому определению, суть отличные от него воспоминания. Это как бы событие жизни; для него существенна определенная дата, а, следовательно, невозможность повторяться. Все, что присоединили к нему позднейшие чтения, могло явиться лишь изменением его первоначальной природы; и если усилие вызвать в памяти этот образ становится тем легче, чем чаще человек его повторяет, то самый образ, рассматриваемый в себе, конечно, уже с самого начала таков, каким он останется навсегда.Быть может, скажут, что эти два вида памяти—воспоминание отдельного чтения и знание урока — различаются между собой лишь количественно, что последовательные образы, возникающие при каждом чтении, накладываются друг на друга и что выученный урок есть просто составной образ, являющийся результатом такого наложения. Бесспорно, что каждое из последовательных чтений отличается от предыдущего, между прочим, тем, что урок оказывается лучше выученным. Несомненно, однако, и то, что каждое из них, рассматриваемое именно как новое прочитывание, а не как все лучше и лучше усвояемый урок, абсолютно довлеет себе, пребывает в том виде, в каком оно раз осуществилось, и образует вместе со всеми сопровождающими обстоятельствами несводимый момент истории. Мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти. Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою применении, но просто в силу естественной необходимости становится она складочным местом для прошлого. Благодаря ей наш разум, или, лучше сказать, рассудок, получает возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем всякий раз, когда в поисках известного образа поднимаемся по склону нашей прошлой жизни. Но всякое восприятие продолжается в зачаточное действие; и по мере того как однажды воспринятые нами образы закрепляются, выстраиваясь один за другим вдоль этой памяти, продолжающие их движения видоизменяют организм, создавая в нашем теле новые предрасположения к действию. Так складывается опыт совершенно нового рода, который отлагает в теле ряд вполне выработанных механизмов, выполняющих все более и более многочисленные и разнообразные реакции на внешние раздражения, дающих совершенно готовые ответы на непрерывно растущее число возможных запросов. Мы сознаем, эти механизмы в тот момент, когда они вступают в действие, и это сознание всех прошлых усилий, скопившихся в настоящем, все еще есть память, но память, глубоко отличная от охарактеризованной выше, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем и не видящая ничего, кроме будущего. От прошлого она удержала только разумно координированные движения, представляющие собой накопленные усилия; она обретает эти прошлые усилия не в отражающих их образах-воспоминаниях, а в том строгом порядке и систематическом характере, которыми отличаются движения, выполняемые нами в настоящее время. По правде, говоря, она уже не дает нам представления о нашем прошлом, она его разыгрывает; и если она все-таки заслуживает наименования памяти, то уже не потому, что сохраняет образы прошлого, а потому что продолжает их полезное действие вплоть до настоящего момента. Из этих двух памятей, из которых одна воображает, а другая повторяет, последняя может замещать собой первую и зачастую даже создавать се иллюзию.
3.1 Манеры и логика действия.
Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.
Факторы притягивающих манер:
выразительность;
воспитанность;
открытость;
логика действий;
приличная жестикуляция.
В логике действий человека присутствуют:
1.общее, обязательное – поэтому мир других людей доступен пониманию;
2.нечто менее общее – характерное для определенной категории людей:
мужчины - женщины
взрослые – дети
жители Севера - южане и т.д.
3.сугубо индивидуальное
невоспитанные – хорошо воспитанные люди
грязнуля – чистоплотный и т.д.
3.2 Методы развития воображения.
Развитие воображения – это совершенствование в умении создавать мыслительные образы.
Методы развития воображения:
Метод агглютинации – получение нового путем присоединения к одному объекту признаков другого.
Метод расчленения – получение нового в результате разъединения частей объекта.
Метод комбинирования – объединение исходных элементов по конкретной логической схеме.
Метод замещения – замена старых элементов более эффективными.
Метод аналогии – создание нового по аналогии (сходству) с известным.
3.3 Смысл речи: роль и значение в общении.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Различают два вида речи:
1.внешняя (письменная и устная);
2.внутренняя (фаза планирования поступка).
Краткая характеристика речи:
Информированность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению.
Понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся.
Выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями прямого и переносного значения.Речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения.
3.4 Самосовершенствование: пути и возможности.
Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование сознания и навыков успешного поведения. Нужно отдавать себе отчет и сознавать свои положительные качества. Нужно утвердиться в мысли, что Вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждать это, работать над развитием желаемых качеств. Нужно почаще представлять, что Вы преуспели в своем ремесле и Ваши усилия признаны другими людьми. Нужно постоянно укреплять уверенность в своих силах и владении ситуацией.
3.5 Закономерности межличностных взаимоотношений.
К закономерностям межличностных взаимоотношений относятся:
I. Зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур (закон неопределенного отклика).
II. Неадекватность отображения человека человеком.
Человек слишком сложен.
Человек осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности.
Нередко человек не может дать о себе информацию, просто потому, что не знает себя.
III. Неадекватность самооценки.
IV.Расщепления смысла информации и его причины:
Различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка.
Различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях и психическом состоянии общающихся.
V. Самосохранение.
VI.Компенсация. Недостаток одних качеств, сознательно или бессознательно, компенсируется другими.
3.6 Специальные средства воздействия.
Специальные невербальные средства воздействия:
а) Пауза;
б) Понижение, повышение, усиление, ослабление звука;
в) Темп речи.
3.7 Условия доверительности отношений.
Условия доверительности отношений:
Открытая демонстрация своих намерений.
Проявление теплоты и доброжелательности по отношению к партнеру.
Деловая компетентность.
Убедительные манеры.
Устранение недопонимания.
4. Принципы принятия решений.
Принципы принятия решений:
Прежде чем вникать в детали, постарайтесь лучше представить проблему в целом;
Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты;
Сомневайтесь;
Стремитесь взглянуть на проблему с разных точек зрения, даже при минимальных шансах;
Ищите модель или аналогию, которая поможет лучше понять сущность проблемы;
Не удовлетворяйтесь первым решением, которое пришло в голову;
Задавайте как можно больше вопросов;
Не пренебрегайте своими чувствами;
Делитесь своими проблемами с близкими.
4.1 Коммуникативные барьеры.
К коммуникативным барьерам относятся:
1.Социальные барьеры - политические, религиозные и т.д. Они порождают недопонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;
2.Этнокультурные барьеры - национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других - как недостаток;
3.Психологические барьеры – индивидуальные особенности (замкнутость, нерешительность, застенчивость, конфликтность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная антипатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.
4.2 Лидерство: сущность, мотивы, функции.
Лидерство- это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.Лидерство может быть формальным и неформальным.
Формальное лидерство определят как руководство, оно связано с установленными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отношения.
Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между людьми.
Мотивы, побуждающие к лидерству.
Отношение к Руководству (власти)
МОТИВЫ:
Эгоцентрические – концентрируются на интересах субъекта
Социоцентрические – концентрируются на интересах субъекта
4.3 Причины недопонимания и возможности его устранения.
Причины недопонимания
Склонность не говорить того, что действительно думают и хотят.
Социальная нежелательность сказанного. Стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить.
Неуемное желание говорить самим, неумение слушать других.
Стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.
4.4 Типы людей по их расположенности к совместной деятельности.
Типы людей по их расположенности к совместной деятельности:
«хронический жалобщик»
«самолюбивый человек»
«лодырь, нарушитель дисциплины»
«завистник»
«забывчивый, неаккуратный»
«сплетник - информатор»
«индивидуалист»
«безупречная личность».
4.5 Социально–психологическая характеристика коллектива.
Социально–психологическая характеристика коллектива:
I.Совместимость.
II.Сработанность.
III.Групповая сплоченность.
IV.Самоорганизованность.
V.Направленность.
Важным психологическим показателем деятельности трудового коллектива является царящий в нем климат – существенный фактор процветания и делового успеха.
5. Формы трансактов и возможности преодоления конфликтов.
Формы трансактов:
Параллельные трансакты. Возникают между любыми парами эго-состояний.
Перекрестные трансакты. Препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение.
Скрытые трансакты. Обмен информацией идет одновременно на нескольких уровнях (словами - одно, интонациями, взглядами и жестами – другое). То, что произноситься ясно – социальный уровень, дополнительно подразумеваемое – психологический уровень.Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.Рассмотрим, прежде всего, поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: