Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:42, реферат
Русская традиция этого торжества богата красивейшими фольклорными элементами: песнями, обрядами, приговорами, пословицами. В культуре прошлых веков свадьба сопровождалась рядом ритуалов и обычаев, соблюдение которых было строго обязательным. В каждой области России существовали свои верования и обряды, бережно хранившиеся и передававшиеся из поколения в поколение. Свадьба всегда была своего рода игровым действом, и наши предки верили, что от соблюдения малейших его правил зависит будущее счастье молодых.
Департамент образования и науки
Архангельской области
ГОУ СПО
"Архангельский аграрный техникум"
Реферат
По дисциплине "Этика семейных отношений"
По теме:
Свадебные обряды, традиции, обычаи"
Выполнила:
Пинежская Г.А.
Проверила:
Омельчук
О.В.
Архангельск
2007
Старинный
свадебный обряд.
"Не
маяться, а радоваться"
Издревле
май считается самым
Как
играли свадьбы наши
прапрапрабабушки?
Русская традиция этого торжества богата красивейшими фольклорными элементами: песнями, обрядами, приговорами, пословицами. В культуре прошлых веков свадьба сопровождалась рядом ритуалов и обычаев, соблюдение которых было строго обязательным. В каждой области России существовали свои верования и обряды, бережно хранившиеся и передававшиеся из поколения в поколение. Свадьба всегда была своего рода игровым действом, и наши предки верили, что от соблюдения малейших его правил зависит будущее счастье молодых.
Сегодня мы постепенно возвращаемся к древним свадебным традициям, вспоминаем почти забытые обряды, которые еще так недавно считали устаревшими суевериями. Свадьба в русском народном стиле сегодня становится все более актуальной. Известно, что новое – это хорошо забытое старое. Пусть русская культурная традиция необычайно интересная, красочная и живая, войдет и в вашу жизнь. Свадебные пословицы и поговорки помогут молодоженам, ведущему и организаторам торжества сделать его не только стильным и оригинальным, но и ярким, веселым и запоминающимся.
Наши предки,
несмотря на свою принадлежность к
христианской Церкви, были очень суеверны.
«Девка после сговора (помолвки) ни
на улицу, ни в церковь не ходит», - говорили
в деревнях. Конечно, чтобы злые люди не
сглазили красоту невесты.
Перед свадьбой девушка обязательно посещала баню. В народе по этому поводу говорили о ней: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Чтобы муж не рукоприкладствовал после брака девушка в бане не должна была бить клюкой головешку. Благодарность за баню: «На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре».В псковской области свадебный поезд жениха не пускали в избу, пока тот не разгадает всех предложенных ему загадок. По этому поводу подружки невесты говорили жениху и сопровождающим его друзьям: «Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал». Если жених не мог отгадать загадку, с него брали выкуп, говоря при этом: «На загадки идешь, аль на золоту казну?» «Пожалуйте мне невесту, уступите место!» - говорил жених или его друг. «Невесту срядите, вперед посадите, а нам ворота отворите». Жениху родитель невесты на это отвечал: «С добрыми речами милости просим». Впуская жениха с поездом, родитель невесты говорил: «сват, не сват, а добрый человек». Обязательным и почетным гостем на праздничном торжестве была сваха, благодаря которой слаживалась свадьба между молодыми. В наше время эту шуточную роль может играть ведущий или тамада. Так, когда сваху просили пройти во двор, она, требую особого уважения к себе, отвечала: «Коли рады гостям, так встретите и за воротами». На свадьбе также говорят: «Обменялись свахи пряником и пивом». Сваха, обычно корыстная особа, привезя приданое невесты, говорит: «Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку». Сваха вместе с теми, кто «продает» невесту, все время набиваются на выкуп от жениха, причем цыганят деньги даже за праздничным столом: «Торгую не лисицами, не куницами, не атласом, не бархатом, а торгую девичьей красотой», «Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина», на что друг невесты говорит ей: «Пей-ка, попей-ка, на дне-то копейка, а еще попьешь, и грош найдешь».
Подружки невесты обижаются на то, что у них похищают подругу, поэтому безжалостно высмеивают друга жениха, который с ними торгуется: «На дружке шапчонка после дядюшки Парфенка; на дружке штанишки после дяди Микишки; на дружке кафтанишка с банного помелишка». Свадебному поезду жениха подружки невесты кричат: «Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки».
Однако жених с «дружкой» и сваты не отступают и просят убирать невесту: «Просим набело умыться, хорошо снарядиться, в белые белила, в красные румяна». А невеста плачет и приговаривает: «Друженька разлученька, свахонька косоряжка». По древнему обычаю после свадьбы девушка больше не может ходить простоволосой, поэтому должна заплетать волосы (коса стала «двухвосткой, под повойник ушла, то есть спряталась) . В Коломне был обычай: правую половину косы заплетает жених, а левую – сваха. Невеста в это время горюет: «Расчесали буйну голову, заплели руссу косу».
От порчи молодым прикалывают булавки: жениху – вблизи от сердца, за пазуху, а невесте – под венец. Также был обычай опоясываться лыком или вязаным кушаком (поясом).
Перед отправлением в церковь друг жениха говорит гостям: «Народ крещеный, благословите нашего князя с княгиней ко кресту и венцу» или «Благословите под злат венец стать, закон принять, чуден крест целовать». Невеста тоже просит благословения у родителей: «Родимый мой батюшка, прошу не злата, не серебра, а прошу твоего родительского благословения» - отцу, «Не прошу ни тканого, ни браного, а материнского благословения» - матери. В народе говорят: «Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль». «Не в рабы, а в помощницы», - произносит отец, благословляя дочь. «Спасибо на негушке, на красном платьице», - благодарит дочь отца, он же, в свою очередь, обращается к стороне жениха с такими словами: «Просим поберечь детище наше, а чего не знает, поучить», а жениху говорит: «У меня была умна, а ты, как хошь, для себя учи» или «Пой, корми, одевай, да на работу посылай». Сваха провозглашает: «Все ли баяре по коням?», то есть, готовы ли к выезду в храм.
*Под венец по оврагам и рытвинам не ездят.
*Свадебный поезд выезжает нечетом (то есть число повозок не должно составлять четное число).
*Снег и
дождь на свадебный поезд – богато жить.
*Дождь на молодых – счастье.
*Вихорь с пылью навстречу поезду (свадебному) – не к добру, а дождичек – к богатству.
*Красный
(то есть ясный, солнечный) день свадьбы
– жить красно, да бедно.
*Метель на свадебный поезд – все богатство
выдует.
*Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
*В старину считалось, что на свадьбу нельзя приглашать монашествующих: «Монах (Монахиня) на свадьбе зловещ для молодых», «Чернец и черница (монах и монахиня) всякую свадьбу портят.
*Поезжане
(то есть молодые) отдают дорогою всякому
равный поклон, даже нищему, чтобы не спортили
(не сглазили). В некоторых областях друг
жениха разгонял всех людей перед свадебным
поездом, даже и кулаками и пинками.
*В Смоленской области невеста пробовала
на зуб церковный замок, говоря при этом
следующие слова: «Мне беременеть, тебе
– прихоти носить».
Во время венчания также соблюдался ряд
ритуалов. Как говорили в старину, «Свадьба
без див не бывает», то есть без чудес,
без необычных происшействий, поэтому
присутствующие на венчании, внимательно
следят за тем, как проходит обряд и по
этому делают выводы, какова будет жизнь
новобрачных.
*Невеста должна была креститься покрытой
рукой, чтобы жить богато.
*Под венчальное подножие деньги бросить
– молодые будут богаты.
*Обручальное кольцо под венцом уронить
– не к доброму житью.
*Под венцом свеча тухнет – скорая смерть.
*Кто под
венцом свечу выше держит, за тем большина.
*Венчальные свечи разом задувать, чтобы
жить вместе и умереть вместе.
*Подвенчальную свечу берегут, а зажигают
ее для помощи при первых родах.
*С кого из молодых венец спадает, тому
вдовствовать.