Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:57, реферат
Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически-ориентированная философия: ее целью является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль.
Стоицизм – направление античной философии
Три части учения:
Логика
Физика
Этика.Идеал добродетели
О государстве и праве
Эволюция стоицизма
Влияние стоицизма
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономико-правовой колледж
Реферат по этике
Тема:
Стоицизм как нравственное учение
Выполнила:
Руководитель:
Кандидат философских наук
Крыжановская Т. А.
Одеса – 2011
Содержание
СТОИЦИЗМ
СТОИЦИЗМ[от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], – учение одной из наиболее влиятельных фиософских школ античности, основанной ок. 300 г. до н. э..
История стоицизма традиционно делится на три периода:
Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически-ориентированная философия: ее целью является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель и мегарские логики; этика формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.
Основной принцип стоической этики – осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства. Этот принцип получает различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. "Мы рождены под единодержавной властью: повиноваться Богу — вот в чем свобода наша" (Сенека). Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но по существу вырваться за рамки субъективизма не могут.
Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы; занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель – знание, зло – незнание); определяют свое отношение к смерти. Что касается последней проблемы, то стоики исходит из установки "Жизнь – не благо, смерть – не зло", т.е. жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишена смысла и предпочтительней оказывается смерть: "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить» (Сенека).
Стоики пытались
помочь человеку в самых сложны обстоятельствах
социального хаоса и
Три части учения
Учение стоицизма делится на логику, физику и этику. Структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.
Логика
Логика — основополагающая
часть стоицизма; ее задача — обосновать
необходимые и всеобщие законы разума
как законы познания, бытия и этического
долженствования, а философствование
— как строгую «научную»
Формальная логика устанавливает
зависимость между смыслами, изоморфную
причинной зависимости в
Физика
Физика — последнее оригинальное физическое учение до-неоплатонического периода — отличается небывалым в античности тотальным соматизмом, лежащим в основе континуалистской картины мира. Двумя главными разделами физики являются онто-космология и антропология . Пантеистическое отождествление бога с телесным сущим приводит к фундаментальному смещению акцентов: онтологической моделью служит антитеза не идеи и материи, а двух нераздельных вечно-сущих «начал»: активного (бог-Зевс = Логос) и пассивного (бескачественный субстрат, вещество), которые следует понимать не как первичные субстанции, а как принципы организации единого сущего. На первом этапе космогонии две пары элементов, активные (огонь и воздух) и пассивные (земля и вода), путем сгущения и разрежения актуализируют противоположность «начал». Из элементов возникают все вещи согласно индивидуальным «сперматическим логосам», в которых Логос выступает как закон организации и развития каждой индивидуальной «природы». Космос — окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом следующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде.
Предельной манифестацией бога-Логоса на физическом уровне выступает творческий огонь, он же — природа. Творческий огонь отождествляется с пневмой, состоящим из огня и воздуха всепроникающим теплым дыханием, «душой» космического организма. Основная характеристика пневмы —«давление огня», или «напряжение»— и двунаправленное движение: центростремительное обеспечивает стабильность любой вещи и космоса в целом, а центробежное — разнообразие телесных качеств. Уровни организации телесных структур определены степенью чистоты и напряжения пневмы: 1) неорганический уровень, «структура»; 2) растительный, «природа»; 3) животный, «душа» (впечатления и импульсы) и 4) разумный, «логос».
Отождествление логической
необходимости с физической причинностью
приводит к абсолютному детерминизму (психологическая основа этической
«терапевтики»): причинность «из ничего»
невозможна, «возможное» и «случайное»
выступают как неизвестное. Делению причин
на известные и неизвестные сопутствует
функциональное деление на основные и
вспомогательные или (в моральной проекции)
на решение субъекта и внешнюю (не зависящую
от субъекта) причинность. Всекосмическое
«сцепление» причин понимается как «судьба»,
а необходимость такого «сцепления» —
как «рок». Впровиденциально-
Субъект раннестоической антропологии, смоделированной в парадигме макро / микрокосмоса, — внутренне-целостный индивид, целиком определенный своим разумным началом. Душа человека — «частица» космической пневмы, пронизывающая все тело и отделяющаяся от него после смерти,— состоит из 8 частей: 5 чувств, речевой, породительной и «ведущей»; в последней (помещаемой в сердце) сконцентрированы «способности» представления, согласия, влечения и разумности. Ощущение возникает в результате круговорота пневмы между органом чувств и «ведущей» частью, а влечение — как результат «согласия» на «впечатление» о привлекательности объекта. В отличие от Зенона, считавшего влечения эпифеноменами суждений, Хрисипп отождествил их с суждениями, придав психологии законченный интеллектуалистический характер. Средняя Стоя провела платоническую коррекцию учения, допустив самостоятельное существование аффективного начала в душе.
Этика. Идеал добродетели
Этика —наиболее влиятельная
часть учения, оказавшая универсальное
влияние на все развитие этики
от христианства вплоть до Канта, базируется
на идее автаркии добродетели при
аналитическом соединении понятий
добродетели и счастья. Исходным
пунктом теоретической этики
можно считать созданную Зеноно
О государстве
и праве
Ригористическая посылка
этики — все, что не благо, есть
зло; каждый, кто не мудр, порочен
— вступала в неизбежное противоречие
с абсолютизацией исходной «природной»
основы всякого действия. После Хрисиппа
(особенно в Средней Стое) были сделаны
попытки, не отказываясь от первоначального
ригоризма, ввести «предпочитаемое» в
сферу нравственного
Эволюция стоицизма
Эволюция стоицизма отражает
скрытые тенденции учения. В Раннем
стоицизме логико-
Влияние стоицизма
Стоицизм оказал заметное влияние на христианскую тео-космологию, антропологию и этику (апологеты, Климент Александрийский, Тертуллиан, Немесий, Августин), на мыслителей арабского средневековья, а затем — на ренессансный «натурализм» и новоевропейскую философию (Декарт, Спиноза, английский эмпиризм, Просвещение; теории государства и права 16-18 вв.); особым феноменом является программный «неостоицизм» 16-17 вв. (Липпс, Дю Вер, Шаррон), реанимированный в нач. 20 в. (Луазель). В настоящее время стоицизм вновь начинает рассматриваться как источник продуктивных философем (Делез и др.).