Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, реферат
В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений. В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.
Специфика профессиональной
деятельности специалистов в различных
областях связана с умением
В социально-психологической
литературе обычно используется понятие
«деловое общение», направленное на обеспечение
переговоров, ведения совещаний
и официальной переписки, на высокую
эффективность публичных
Деловое общение в данном
случае является родовым понятием по
отношению к служебному. Оно может проявляться
как в служебной, так и во внеслужебной
обстановке, например «встреча без галстуков».
Что касается профессионального общения,
то оно означает, на наш взгляд, прежде
всего
степень квалификации владения им.
Профессиональному общению
присущ ряд признаков, в частности,
оно:
- строго целенаправленно;
- регламентировано нормативными документами
(положениями, приказами, уставами);
-носит функционально-ролевой характер,
обусловленный необходимостью соблюдения
этикета церемоний, процедур, что выражается
в определенных правилах «игры», официальной
одежде, профессиональной лексике, кастовости,
замкнутости, общении в рамках определенных
кругов и других элементов;
- позиционно оформлено, иерархично, субординационно,
что отражается в эффекте «над» и «под»,
т. е. в отношениях между начальником и
подчиненным;
- проявляется в определенных формах общения,
стиле;
- атрибутивно (проходит в специальных
помещениях, пространственно оформлено,
предполагает соответствующую среду,
мебель, оргтехнику, освещение), что создает
оптимальную с точки зрения психологии
обстановку.
В основе профессионального,
как и всякого другого, вида общения
лежит процесс передачи и приема
сообщений. В качестве единицы общения
выступает психологический
Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником о себе; отношением степени доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.
Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формального психологического воздействия партнеров по общению и жесткости контроля в его процессе; уверенность партнеров в том, что доверенная ими друг другу информация не будет использована им во вред; готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным (конфиденциальным), не опасаясь за последствия; искренность партнеров.
Служебное общение - это процесс
взаимодействия, направленный на развитие
и поддержание контактов и
доверительных отношений в
В ходе служебного общения часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие со стороны партнера. В этой связи необходимо учитывать следующие моменты: а) цели, задачи, функции, факторы и фазы беседы; б) приемыустановления психологического контакта с собеседником; в) условия создания и поддержания доверительных отношений с конкретными людьми; г) проявления различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.
Беседы в ходе служебного общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. В нижеприводимой таблице обозначены основные признаки, отличающие служебную беседу от повседневной.
Основные отличительные признаки служебных и повседневных бесед. Повседневные беседы. Служебные беседы.
Происходят, как правило, случайно и Планируются заранее и направлены без заранее поставленной цели на достижение определенных целей Отличаются большим разнообразием.
На эффективность служебного
общения влияют субъективные факторы,
связанные с личностными
начало общения с обострением или без
такового; общая (текущая) или актуальная
тема беседы и т. п.).
В конечном счете результативность беседы зависит от таких обстоятельств, как личность собеседника (его авторитетность, профессиональная и коммуникативная компетентность); тематика-беседы, ее важность и значимость; техника проведения беседы.
Тактика проведения беседы
включает:
- определение ее конкретных целей, задач,
плана, места и времени;
- создание обстановки доверия (интонация
голоса, дистанция где и как сидят собеседники
и т. д.);
- умение слушать, задавать вопросы, держать
инициативу в своих руках, не уходить за
пределы основной тематики.
Установление психологического
контакта во многом обусловливается
личностными особенностями
Нередко для установления
психологического контакта и доверительного
общения необходимо:
- получение и накопление информации о
собеседнике (сильных и слабых чертах,
целях, стремлениях);
- включение собеседника в общение, его
согласие на вступление в беседу;
- использование различных стимулов (похвала);
- преодоление мотивов ухода от психологического
контакта (нейтрализация установки собеседника
на противодействие, введение в заблуждение
и др.).
Учет и использование данных обстоятельств при установлении психологического контакта позволяет избежать как смысловых, так и эмоциональных «барьеров».
Абстрактного собеседника
нет. Беседа проводится с человеком,
находящимся в том или ином
психическом состоянии. Поэтому
следует также иметь в виду,
что в ходе беседы могут наблюдаться:
- игнорирование мнения собеседника;
- эгоцентрическое выспрашивание - односторонний
интерес к информации, связанный с попытками
найти у партнера понимание лишь собственных
проблем (партнеру остаются неясными цели
выспрашивания);
-поддакивание (реакция типа «угу», «да»)
на высказывания партнера;
- перефразирование - передача высказанных
мыслей или чувств партнера собственными
словами;
-рефлексия - передача высказанных мыслей
или чувств партнера собственными словами
с учетом наблюдений за его актуальным
состоянием;
-вербализация - уточнение мыслей партнера
для того, чтобы они стали более понятными;
- умаление личности собеседника (например,
один из собеседников заявляет другому:
«Ты видишь это в неправильном свете»);
- ролевая защита личности - сокрытие собственного
самочувствия. Между содержанием беседы
и формой поведения существует противоречие
(например, произносится общая фраза «Я
вас понимаю» без расшифровки подробностей
и действительного понимания).