Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений. В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.

Работа содержит 1 файл

служебное общение.docx

— 23.08 Кб (Скачать)

Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных  областях связана с умением психологически грамотно общаться.

В социально-психологической  литературе обычно используется понятие  «деловое общение», направленное на обеспечение  переговоров, ведения совещаний  и официальной переписки, на высокую  эффективность публичных выступлений. В конкретной профессиональной области  деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Деловое общение - это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.

Деловое общение в данном случае является родовым понятием по отношению к служебному. Оно может проявляться как в служебной, так и во внеслужебной обстановке, например «встреча без галстуков». Что касается профессионального общения, то оно означает, на наш взгляд, прежде всего 
степень квалификации владения им.

Профессиональному общению  присущ ряд признаков, в частности, оно: 
- строго целенаправленно; 
- регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); 
-носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов; 
- позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным; 
- проявляется в определенных формах общения, стиле; 
- атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение), что создает оптимальную с точки зрения психологии обстановку.

В основе профессионального, как и всякого другого, вида общения  лежит процесс передачи и приема сообщений. В качестве единицы общения  выступает психологический контакт - акт коммуникации с обратной связью.

Общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувства, раскрывая те или иные интимные стороны своего внутреннего мира, называется доверительным. Оно определяется значимостью материала, раскрываемого собеседником о себе; отношением степени доверия к партнеру. Доверительное общение без установления психологического контакта невозможно.

Признаками доверительного общения являются: прочность (устойчивость) психологического контакта; отсутствие формального психологического воздействия  партнеров по общению и жесткости  контроля в его процессе; уверенность  партнеров в том, что доверенная ими друг другу информация не будет  использована им во вред; готовность поделиться с партнером чем-либо сугубо личным (конфиденциальным), не опасаясь за последствия; искренность партнеров.

Служебное общение - это процесс  взаимодействия, направленный на развитие и поддержание контактов и  доверительных отношений в целях  решения оперативно-служебных задач. В его содержание входят: изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-психологических особенностей); обмен информацией личностного и делового порядка. Проанализируем служебное общение более подробно.

В ходе служебного общения  часто приходится преодолевать недоверие, негативное отношение или противодействие  со стороны партнера. В этой связи  необходимо учитывать следующие  моменты: а) цели, задачи, функции, факторы  и фазы беседы; б) приемыустановления психологического контакта с собеседником; в) условия создания и поддержания доверительных отношений с конкретными людьми; г) проявления различных субъективных позиций и тактик ролевого взаимодействия при решении служебных задач.

Беседы в ходе служебного общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. В нижеприводимой таблице обозначены основные признаки, отличающие служебную беседу от повседневной.

Основные отличительные  признаки служебных и повседневных бесед. Повседневные беседы. Служебные  беседы.

Происходят, как правило, случайно и Планируются заранее и направлены без заранее поставленной цели на достижение определенных целей Отличаются большим разнообразием.

На эффективность служебного общения влияют субъективные факторы, связанные с личностными особенностями; объективные факторы, связанные  с индивидуально-психологическими особенностями партнера; ситуативно-обстановочные  факторы, обусловленные ситуативными и содержательными аспектами  служебного общения (нормальная или  экстремальная обстановка, в которой  предстоит общаться; первая или неоднократно повторяющаяся беседа; 
начало общения с обострением или без такового; общая (текущая) или актуальная тема беседы и т. п.).

В конечном счете результативность беседы зависит от таких обстоятельств, как личность собеседника (его авторитетность, профессиональная и коммуникативная компетентность); тематика-беседы, ее важность и значимость; техника проведения беседы.

Тактика проведения беседы включает: 
- определение ее конкретных целей, задач, плана, места и времени; 
- создание обстановки доверия (интонация голоса, дистанция где и как сидят собеседники и т. д.); 
- умение слушать, задавать вопросы, держать инициативу в своих руках, не уходить за пределы основной тематики.

Установление психологического контакта во многом обусловливается  личностными особенностями партнеров, в частности авторитетностью, базирующейся на фактах, единстве слов и дела, профессиональной компетентности; коммуникативной грамотностью (умение слушать, войти в положение другого, понять его, задавать вопросы, владеть письменной и устной речью).

Нередко для установления психологического контакта и доверительного общения необходимо: 
- получение и накопление информации о собеседнике (сильных и слабых чертах, целях, стремлениях); 
- включение собеседника в общение, его согласие на вступление в беседу; 
- использование различных стимулов (похвала); 
- преодоление мотивов ухода от психологического контакта (нейтрализация установки собеседника на противодействие, введение в заблуждение и др.).

Учет и использование  данных обстоятельств при установлении психологического контакта позволяет избежать как смысловых, так и эмоциональных «барьеров».

Абстрактного собеседника  нет. Беседа проводится с человеком, находящимся в том или ином психическом состоянии. Поэтому  следует также иметь в виду, что в ходе беседы могут наблюдаться: 
- игнорирование мнения собеседника; 
- эгоцентрическое выспрашивание - односторонний интерес к информации, связанный с попытками найти у партнера понимание лишь собственных проблем (партнеру остаются неясными цели выспрашивания); 
-поддакивание (реакция типа «угу», «да») на высказывания партнера; 
- перефразирование - передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами; 
-рефлексия - передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами с учетом наблюдений за его актуальным состоянием; 
-вербализация - уточнение мыслей партнера для того, чтобы они стали более понятными; 
- умаление личности собеседника (например, один из собеседников заявляет другому: «Ты видишь это в неправильном свете»); 
- ролевая защита личности - сокрытие собственного самочувствия. Между содержанием беседы и формой поведения существует противоречие (например, произносится общая фраза «Я вас понимаю» без расшифровки подробностей и действительного понимания).


Информация о работе Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться