Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, реферат
Цель данной работы – рассмотреть совесть как этическую категорию.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- раскрыть понятие совести и её виды;
- рассмотреть различные взгляды на совесть;
- рассмотреть совесть среди других этических категорий.
Введение………………………………………………………………………3 стр
Глава I. Понятие совести и её виды………………………………………..4 стр
Возникновение совести………………………………………………4 стр
Понятие совести………………………………………………………5 стр
Виды совести по Э.Фромму…………………………………………7 стр
Глава II. Различные взгляды на совесть…….…………………………….8 стр
2.1. Античность……………………………………………………………8 стр
2.2. Средние века……………………………………………………….... 9 стр
2.3. Эпоха реформаций…………………………………………………...10 стр
2.4. Эпоха просвещения…………………………………………………...11 стр
2.5. Новейшая философия………………………………………………...12 стр
Глава III. Совесть среди других этических категорий……………………13 стр
3.1. Совесть и стыд………………………………………………………….13 стр
3.2. Совесть и долг…………………………………………………………..13 стр
Заключение………………………………………………………………… 15 стр
Список использованной литературы……………………………………… 16 стр
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие совести и её виды………………………………………..4 стр
Глава II. Различные взгляды на совесть…….…………………………….8 стр
2.1.
Античность……………………………………………………
2.2. Средние века……………………………………………………….... 9 стр
2.3.
Эпоха реформаций……………………………………
2.4.
Эпоха просвещения…………………………………
2.5.
Новейшая философия………………………………
Глава III. Совесть среди других этических категорий……………………13 стр
3.1. Совесть
и стыд………………………………………………………….
3.2. Совесть
и долг…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………
16 стр
Введение
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.
Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести. Интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансов вырастить бессовестного человека, не понимающего ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей цели, стремясь избегать внешнего наказания и нисколько не обращая внимания на страдания окружающих. В то же время семьи, где превалируют мягкие, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.
Цель данной работы – рассмотреть совесть как этическую категорию.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- раскрыть понятие совести и её виды;
- рассмотреть различные взгляды на совесть;
-
рассмотреть совесть среди других этических
категорий.
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ СОВЕСТИ И ЕЁ ВИДЫ.
Многочисленные точки зрения на проблему происхождения совести, в конечном счете, сводятся к двум противоположным теориям: эволюционизму и интуитивизму
Первая
объясняет развитие совести из психологических
и социологических условий
Первая теория, явившаяся в истории позднее интуитивизма и как критика его, нашла себе главным образом защитников среди этологов и психологов. Рассуждения их сводятся к следующему. Эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение; с течением времени, когда связь между альтруизмом и одобрением твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, безотносительно, точно так же, как альтруизм безотносительно одобряется. Это различие эгоизма и альтруизма и различную оценку их чувством стараются внедрить детям, у которых, благодаря повторению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом, злом и порицанием их — и альтруизмом, добром и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала от века и иной быть не может.
Тот,
кто привык одобрять в других альтруизм
и порицать эгоизм, невольно перенесет
эту оценку и на свои действия и
вместе с тем будет испытывать
чувство самоудовлетворения, ра
Интуитивизм покоится на таком умозрительном утверждении, что совесть есть природное свойство человека, не производное из других элементов. Он не отрицает развитие совести и зависимость её проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считает зародыш совести основным свойством человеческого духа: Ламартин в этом смысле называет совесть la loi des lois (закон законов).
Совесть есть голос Божий — вот, в конце концов, кратчайшая формула интуитивизма. «В совести человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно указывающая на вышечеловеческий принцип». Эволюционизм рассматривает совесть как чисто человеческий принцип; за пределы индивидуума он выходит лишь для того, чтобы в предках его искать источники нравственности. Интуитивизм берет человека в его связи с объективным миром и из высшего принципа бытия выводит основы нравственности. Для первого нравственность, а, следовательно, и совесть является изменчивой и относительной, для второго принципы нравственности и показатель их совести являются абсолютными и объективными. Главной трудностью интуитивизма является вопрос об ошибках совести, о ложной совести. Если совесть есть голос Божий, то каким образом объяснить ошибки совести и кажущееся или действительное отсутствие её у преступников. С точки зрения эволюционизма эти факты объясняются нравственным недоразвитием, отсутствием воспитания, средой и т. д. Этот путь объяснения закрыт для интуитивистов.
Допустив прирождённость совести, интуитивизм не имеет надобности выводить совесть из элементов, совершенно ей чуждых; не отрицая развития явлений совести и зависимости её от явлений культуры, он может, по-видимому, объяснить объективный и безусловный характер совести, связав её с природой человека и нравственным мировым порядком. Добро потому оказывается добром, что оно есть веление Бога, а не потому, что оно добро само по себе: нравственность лишается своего самодовлеющего характера и ставится в зависимость от теологии. Если же сказать, что добро есть выражение природы человека, что оно врожденно, тогда добру (и показателю его, совести) будет дан субъективный характер и возникнет вопрос, какое объективное значение имеют совесть и добро, ибо из врожденности вытекает необходимость известного понятия, но не его объективность; можно себе представить прирождённое понятие, которое никакого объективного значения не имеет. Эти затруднения не могут, однако, пошатнуть интуитивизма; о них можно сказать то же, говорит об эволюционизме, отрицая мысль, что психологическое исследование возникновения совести лишает предписания её святости. Точно так же и априорное происхождение совести нисколько не лишало бы её объективного характера и обязательности.
Поскольку
любая теория, допускающая
Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе.
Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — страшных чудовищ, которые неотступно преследуют и терзают человека.
Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предпринимать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.
Совесть
— чувство ответственности за
конкретно понятый долг, это внутренний
самоотчет за выполнение совершенно определенных
моральных обязанностей, которые далеко
не всегда совпадают с обязанностями абстрактного
морального субъекта и могут далеко от
них уклоняться. Человек может считать
своим долгом совершение кровной мести
и мучиться упреками совести за то, что
не мог ее совершить. Или некто обязан
докладывать начальству о благонадежности
окружающих, и его мучает совесть, что
он пожалел своего соседа и скрыл от властей
его критические разговоры. В подобных
случаях всегда встают вопросы: является
ли истинным то добро, перед которым мы
держим отчет? Тем ли идеалам мы служим?
Возникает проблема иерархии ценностей,
рефлексии по поводу самих установок нашей
совести. И здесь совесть неизбежно вновь
возвращается к разуму, без которого человек
не может совершить верный выбор в сложной
ситуации.
Интереснее понимание совести дано в работах психоаналитика Э. Фромма. Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая. Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов. Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.
Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей, к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой. Совесть — это призыв.