1.1. Сфера межличностных
отношений
Межличностные отношения
понимаются как субъективно переживаемые
взаимосвязи между людьми, объективно
проявляющиеся в характере и
способах взаимных влияний, оказываемых
людьми друг на друга.
Правовой аспект
межличностных отношений
Социальное развитие
человека влечет за собой развитие
правового сознания как совокупности
представлений о его правах
и обязанностях в различных
сферах его жизни. Очевидно, что
эталоном формирования правового
сознания служат другие люди.
Однако поскольку значение семьи
в период взросления уступает
значению межличностных контактов
со сверстниками, усвоение прав
и обязанностей человеком происходит
через призму ценностей эталонной
группы, опасений и представлений
о нормах. Таким образом, возникает
необходимость формирования адекватных
представлений о правах и обязанностях
в среде межличностных контактов.
Правовой аспект
межличностных отношений подразумевает
знание человеком прав и обязанностей,
а также умение их применять
и использовать с пользой для
собственного развития и успешного
взаимодействия с окружающим
социумом.
Экономический
аспект межличностных отношений
Одним из способов
самовыражения человека является
работа, сотрудничество. Появление
денег в качестве предмета
взаимодействия людей определяет
уровни и формы их общения,
занимая очень часто центральную
роль.
Для многих
людей важно быть успешным, и
атрибутом успешности является
«много денег», экономическая независимость.
В связи с актуальной экономической
ситуацией обостряется разделение
«богатые» – «бедные», что оказывает
влияние на общение людей: между
ними появляются отношения, описываемые
в терминах «кредит», «долг», «оплата»,
«проценты» и т.д. В связи
с этим нарастает напряженность
в межличностных отношениях, обусловленная
развитием зависти, недоверия,
неуверенности в себе, низкой
самооценкой.
Такая ситуация
начинает обостряться в тех
случаях, когда необходимо согласование
средств и мотивов межличностного
общения ради достижения общей
цели.
Задача руководителя
– развить способность у работника
кооперироваться с другими людьми
ради общей цели на основе
договора, а также к активной
собственной позиции человека
в общении с другими людьми.
Этический аспект
межличностных отношений
Одним из аспектов
межличностных отношений является
этический аспект. Он представлен
в опыте человека образом жизни,
системой ценностей, ориентирами,
нормами поведения, а также
феноменами уважения себя и
других людей, честности, совести
и доверия.
Система ценностей
человека формируется в том
числе и под воздействием референтной
группы. В процессе взаимодействия
с группой значимых для него
людей, происходит переоценка
«сфотографированных» когда –
то ценностей.
Итак, сформированная
система ценностей влияет на
отношения человека с равными
и с вышестоящими людьми, на
его самоотношение.
Человека постоянно
оказывается в ситуации, где его
отношения с другими обусловлены
его статусом. Статусное положение
человека ценится больше, чем
он сам, больше, чем его личность,
индивидуальность, оно решает многое
в процессе взаимодействия с
другими людьми.
Задача руководителя
состоит в создании ситуации
общения с целью выявления
и формирования системы ценностей
и ориентиров в поведении работников.
Эмоциональный
аспект межличностных отношений
Эмоциональный
аспект межличностных отношений
состоит из комплекса переживаний,
сопровождающих построение контактов.
Каждый человек
имеет потребность в установлении
близких отношений, Однако если
человек находится в условиях
социальной депривации (испытывает
недостаток общения) он чаще
всего входит в негативное
эмоциональное состояние, усугубляя
его такими состояниями (именно
состояниями, а не чувствами),
как обида, злость, недоверие,
вина, жажда мщения и т.д. Такие
противоположные тенденции создают
на пути человека множество
препятствий и проблем, таких,
например, как невротический страх
близости, в основе которого лежит
страх быть отверженным, обиженным,
брошенным.
Кроме того, здесь
существует и другая трудность:
нередко включенность человека
в конкретную социальную группу
сопровождают межличностные контакты
характеризуемые прежде всего
эмоциональной пустотой, опосредованностью
роли (солдат срочной службы, заключенный,
член неформальной подростковой
группировки) его статусом, а также
носят однополый характер, чем
и были ограничены.
В связи с
этим может возникать множество
межличностных конфликтов, обусловленных
как субъективными предпосылками
(установка на непонимание у
заключенного и непринятие заключенного
со стороны его оппонента), так
и объективными предпосылками
(разницей социальных статусов),
а также конфликты, связанные
с комплексом подростка по
поводу его прошлого.
Задача психолога
состоит в коррекции у заключенного
установок на общение, обучении
подростка навыкам взаимодействия
в проблемных для него ситуациях.
Очевидным здесь является тот
факт, что проблемными для подростка
будут именно ситуации установления
более или менее близких отношений
и контактов, а также способы
прерывания отношений с людьми,
которые представляют для него
угрозу.
Итак, задача психолога
– развитие у заключенного
социального интеллекта (коммуникативной
компетентности и психологической
проницательности).
Гендерный аспект
межличностных отношений
Гендерный аспект
межличностных отношений в основном
предполагает анализ отношений
между представителями разного
пола. Все многообразие содержательных
характеристик межполовых отношений
можно свести к двум альтернативным
моделям: партнерской и доминантно-зависимой
модели отношений.
Первая модель
– партнерские отношения –
характеризуется следующим: это
отношения двух равноправных
субъектов, каждый их которых
обладает собственной ценностью.
Несмотря на наличие индивидуализированных
целей, каждый принимает во
внимание цели и интересы другого.
Главным в таких отношениях
является согласование позиций
и устремлений между партнерами.
Субъекты имеют свои цели, но
готовы к взаимным уступкам, общение
строится на равных, партнера
выслушивают, не прерывая, не оценивают
преждевременно и поспешно его
суждения и поступки, не навязывают
советов. Общение отличается уважительностью
и корректностью, умением поставить
себя на место своего партнера,
вникнуть в его проблемы и
ситуацию. При этом такая готовность
исходит со стороны не только
одного партнера, а каждого из
них.
Противоположная
модель – доминантно-зависимая
модель отношений – не предполагает
равноправия позиций. В этом
случае один субъект отношений
побуждает другого подчиниться
себе и принять цели, не согласующиеся
с собственными устремлениями
и целями. В этой системе отношений
мужчины чаще занимают доминирующую
позицию, а женщины – зависимую.
Доминантная позиция включает
такие проявления в поведении,
как: уверенность в себе, независимость,
властность, демонстрация собственной
значимости, умение настоять на
своем. Такой человек стремится
к соперничеству, ему присуще
презрение к слабости и выражена
потребность в силе ради нее
самой. В общении он редко
поддерживает собеседника, как
правило, использует инструментальный
стиль вербальной коммуникации,
часто игнорирует точку зрения
собеседника, стремится найти
понимание только своих проблем,
принижает значимость партнера (например:
“Ты говоришь глупости!”), невнимательно
слушая, спешит дать ему советы,
оценить его действия, побуждает
к немедленному и необдуманному
действию.
Женщины в большей
мере ориентированы на партнерскую
систему взаимодействия, а мужчины
на – систему доминирования.
Это объясняется тем, что существующие
в обществе нормативные представления
о мужественности ориентируют
на проявление таких особенностей
поведения, как активность, напористость,
целеустремленность, сила, выраженный
волевой потенциал, уверенность
в себе, умение добиться своих
целей, настоять на своем, для
чего допускается проявление
агрессивности и директивности.
Представления же о женственности
поощряют проявлять в отношениях
с другими людьми уступчивость,
мягкость, деликатность, скромность, застенчивость,
отзывчивость, умение понять и
простить другого, жертвенность
и заботливость.
Таким образом,
видим, что традиционные гендерные
представления побуждают мужчин
и женщин, как субъектов межполового
взаимодействия, формировать такую
модель поведения, при которой
отношения характеризуются несимметричностью,
проявляющуюся в том, что один
субъект властвует над другим
и стремится уподобить чувства
или действия другого своим
планам, замыслам и желаниям. Традиционные
представления о мужественности-женственности
побуждают мужчин проявлять доминантную
позицию в межличностных отношениях,
а женщин – зависимую, и
такое соотношение позиций обусловлено
всем предшествующим опытом полоролевой
социализации.
При реализации
партнерской модели отношений,
основными способами при разрешении
межличностных противоречий выступают
сотрудничество и компромисс. Главным
при этом является диалогическая
позиция партнеров. “Понятие диалога
употребляется как собирательное для
обозначения тактик, используемых с целью
поиска оптимальной альтернативы решения
проблемы или выработки интегративного
решения, объединяющего противостоящие
позиции, или компромисса, их примиряющего.
Такая переговорная тактика поведения
в конфликтной ситуации ведет к тому, что
взаимодействие из противоречивого становится
согласованным, основанном на общем интересе
(“Мы вместе должны решить эту проблему”).