Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:33, реферат
Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.
Для большинства выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Сотни лет людей волнует одна и та же проблема: как изложить свои мысли с наибольшей ясностью, легкостью и доходчивостью.
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая — усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.
Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв — это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): “Подумаем об этом!”; “Этого мы не можем допустить!”. Восклицание не употребляют часто, так как его действие от этого притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.“
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.
Например, американский политик Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: “Хрущев крикнул американцам: “Ваши внуки будут коммунистами!” Мы на это отвечаем: “Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!”
Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.
Например: “Я хочу вам подробно объяснить “; “Я хочу это четко показать на примере”; “...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания... “.
Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с “подтекстом” охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.
Американский
президент Кеннеди однажды
Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.
Например: “Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие... “; “Вы уже знаете, к чему я клоню “.
При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Еще один пример.
Ирландский проповедник Джонатан Свифт, внушал страх язвительными намеками. “Возлюбленные прихожане, — начал он однажды, — есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести”.
Вставка.
Вставкой называется замечание, которое
делается мимоходом. Ее функция — приобщить
слушателя к моменту высказывания (“...но,
возможно, вы еще не полностью разделяете
мой взгляд, поэтому я хочу привести вам
дальнейшие доказательства...”).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство “встроено” в другое. Следует иметь в виду, что не рекомендуется применять их слишком кучно, чтобы они не потеряли своей силы. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи их нужно сознательно “встраивать”. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.
Немаловажно
и то, как закончить выступление.
Это объясняется тем, что слушатели,
скорее всего, будут дольше помнить
заключительные фразы. Никогда нельзя
заканчивать выступление
Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете.
Приведем некоторые варианты возможного завершения выступления:
1)
сделайте краткое резюме
2)
сделайте слушателям
3) вызовите улыбку или смех;
4)
процитируйте подходящие
5) создайте кульминацию.
Подготовьте
хорошее начало и хорошее окончание
выступления и сделайте так, чтобы
они были связаны друг с другом. Всегда
заканчивайте свое выступление прежде,
чем ваши слушатели захотят этого.
1. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.
2. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.
3. http://www.scribd.com/doc/