Проксемика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Проксемика занимает огромное место в жизни современного человека.
Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства.

Содержание

Введение
Глава 1. Пространственная организация общения. Проксемика
1.1 Возникновение проксемики
1.2 «Геометрия» пространства общения
Глава 2. Семантический анализ плакатов
2.1 Советский плакат «Ты записался добровольцем?»
2.2 Советский плакат «Родина-мать зовет!»
2.3 Советский плакат "Пусть живет и крепнет нерушимая дружба и сотрудничество советского и китайского народов!"
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

проксемика.doc

— 1.60 Мб (Скачать)


   

                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

Глава 1. Пространственная организация общения. Проксемика

1.1 Возникновение проксемики

1.2 «Геометрия» пространства общения

Глава 2. Семантический анализ плакатов

2.1 Советский плакат «Ты записался добровольцем?»

2.2 Советский плакат «Родина-мать зовет!»

2.3 Советский плакат "Пусть живет и крепнет нерушимая дружба и сотрудничество советского и китайского народов!"

Заключение

Список литературы

 

                                                              

                                          

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Проксемика занимает огромное место в жизни современного человека.

Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о пространственных условиях общения — расположение собеседников в момент их контакта.

Во-первых, актуально рассмотреть само происхождение понятия «проксемика».

Во-вторых, актуально для рассмотрения применение проксемики на практике.

В-третьих, важно исследовать все значения проксемики для полной картины её сущности.

Объектом курсовой работы является семантика невербальной коммуникации.

Предметом курсовой работы является семантика проксемики".

Цель исследований – выявление структуры пространственных отношений человека с другими людьми или группами, которые устанавливаются в процессе взаимодействия, а также оценка вклада в пространственное поведение человека индивидуальных, социальных, культурных и средовых факторов.

Задачи:

1. исследовать семиотические основы коммуникации

2. изучить психологические основы невербальной коммуникации

3. провести семантический анализ советских плакатов

 

                                         

                                              

                                               ГЛАВА 1

   ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

                               ПРОКСЕМИКА.      

                  

                      Возникновение проксемики

 

Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

 

Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский ученый Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения — проксемики, то есть пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

 

Антрополог Эдвард Холл (Edward T. Hall) в 1950-х годах исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, обозначает этим термином «анализ того как человек осуществляет спонтанное структурирование микропространства — межсубъектное пространство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды». Он пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.

 

                «Геометрия» пространства общения

 

В этикете немаловажное значение имеет так называемое «воздушное пространство», или «воздушная оболочка», окружающая тело человека. Это как бы территория обитания физического тела — область, где оно чувствует себя в индивидуальной безопасности. Нарушение границ этого пространства вызывает обычно неудовольствие человека.

Размеры «воздушной оболочки», к которой привык человек, социально и национально обусловлены — зависят от плотности населения в том месте, где он проживает. Меньшие размеры эта оболочка имеет у представителей стран с высокой плотностью населения, скажем, японцев.

 

Упомянутое личное пространство людей, проживающих в Европе, США, Австралии, делится на ряд зон:

 

    интимная (0-0,5м)

    персональная (личностная) (0,5м-1,2м)

    социальная (1,2м-3,65м)

    общественная (3,65м и более)

 

1. Интимная дистанция - имеет размеры примерно от 0 до 45 см .

За этой дистанцией словно зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.).

В область интимной дистанции допускаются только самые близкие люди.

 

2. Личностная дистанция - расстояние от 45 до 120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу.

С помощью личностной дистанции человек организует взаимодействия с другими людьми. В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми.

 

3. Социальная дистанция - интервал от 1,20 до 3,65 м

Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений. Непроизвольно размеры этой дистанции устанавливаются тогда, когда между собеседниками стоит обеденный или письменный стол.

 

4. Общественная дистанция  имеет протяжение от 3,60 м и далее.

Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение.

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ГЛАВА 2

        СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЛАКАТОВ

 

1.Советский плакат «Ты записался добровольцем?»

 

Один из самых популярных плакатов, властно призывавший встать на защиту завоеваний Республики. Создан в конце июня 1920 г., за одну ночь. Агитационный плакат, созданный художником Д. Мором. Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА.

На этом плакате — красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его.

Действие происходит на той же площадке, где расположен наблюдатель. О происходящем он судит не с чужих слов, не из пересказа, а непосредственно исходя из своих впечатлений. Наблюдатель занимает активную позицию (в прямой перспективе наблюдатель – это совпадающая позиция и автора, и адресата сообщения), от адресата требуется более активно принимать точку зрения автора. В определенном смысле адресат лишен выбора: принимать или не принимать точку зрения автора.

 

Такой вариант пространственного расположения наблюдателя и места события хорошо подходит для плакатов с ярко выраженной эмотивной, побуждающей функцией.

Персонаж непосредственно обращается к наблюдателю «Ты записался добровольцем?» В таком случае участников событий двое: персонаж и наблюдатель.

Красный цвет символизирует кровь, пролитую за Отечество, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Семантика этого цвета – внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия.

Цветовая гамма красная и черная усиливает восприятие плаката.

 

Красноармеец изображен с помощью иконических знаков: на голове у него буденовка, в руке штык, красная звезда.

 

 

 

2. Советский плакат «Родина-мать зовет!»

                

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный в 1941 году художником Ираклием Тоидзе.

Эмотивная функция плаката, функция прямого побуждения к действию достигается прямым непосредственным обращением к адресату какого-либо обобщающего образа, если не сказать мифообраза или архетипа. Это может быть Родина-мать.

Здесь использован прием метономии (Россию обозначает Родина-мать).

Плакат позволяет абстрагироваться от индивидуальных черт персонажа. Даже можно сказать, что индивидуальные черты должны подчеркнуть не психологию персонажа, а черты той сущности, которую он обозначает. Суровый взгляд женщины на плакате «Родина-мать зовет!»– это и суровость той ситуации, в которой оказалась Родина (вероломное нападение фашистской Германии), и отношении Родины со своими сынами (не секрет, что для многих советских людей их советская Родина была даже слишком суровой): «Да, Родина мать сурова, но это все же мать, и в трудную минуту необходимо встать на ее защиту».

Эмоциональное воздействие плаката достигается прямым обращением к зрителю, который является частью пространства плаката, а так же обобщенными, лишенными персонификации чертами женщины, являющейся метафорой Родины.

Красный цвет символизирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу.

Женщина изображена с помощью иконических знаков: на заднем плане штыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Советский плакат "Пусть живет и крепнет нерушимая дружба и сотрудничество советского и китайского народов!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создан в 1951 году.

На плакате изображены Сталин и Мао.

Китай и СССР были друзьями и партнерами. Отношения между двумя странами развивались под лозунгом  «Пусть живет и крепнет нерушимая дружба…»

Красный фон в данном случае символизирует одинаковую идеологию двух стран.

Красный цвет традиционно используется коммунистами, а зачастую и социалистами.

На плакате мы видим пример личностной дистанции.

Крепкое рукопожатие символизирует дружбу и сотрудничество двух стран, а также равноправное отношение к своему собеседнику.

Два лидера расположены “лицом к лицу”, прямо смотрят друг другу в глаза, что символизирует внимание к говорящему.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять невербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, был рассмотрен и проанализирован теоретический материал пространственного поведения человека – проксемики.

Во - вторых, был проведен семантический анализ советских плакатов.

Распределение пространства - чрезвычайно важный аспект невербального поведения, который мы обычно принимаем как данность.

Итак, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что проксемика играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Андреев А.Н., Мдивани М.О., Рыжонкин Ю.Я. Методика измерения коммуникативной дистанции/ Вопросы психологии, 1987.

 

Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.

 

Статья из Википедии - Проксемика

 

www.blogsovetov.com – Геометрия пространства общения

 

www.elitarium.ru –  Проксемика и пространственные условия общения

 

www.ecsocman.edu.ru – Пространственное поведение человека

 

newideology.ru – Пространственные позиции

 

www.yugzone.ru/psy/colors – Значение цвета

 

www.iluhin.com – Характеристики цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998.

 

[1] wikipedia.org/wiki/

[2] psychologia.ucoz – Геометрия пространства общения

[3] homefamily.rin      

[4] elitarium.ru –  Проксемика и пространственные условия общения         

[5] newideology.ru – Пространственные позиции

[6] yugzone.ru/psy/colors – Значение цвета

[7] lerc.ru

[8] bookap.info

[9] zakon.kz

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Проксемика