Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:15, курсовая работа
Этика - это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
вопросы о том, как должен поступать человек;
теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Профессиональная этика..................................................................5
§1.1 Понятие.....................................................................................................5
§1.2 Происхождение профессиональной этики.............................................7
§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности...........................8
§1.4 Виды профессиональной этики.............................................................11
Заключение......................................................................................................16
Список использованной литературы.............................................................18
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых,
это те моральные отношения, которые
возникают в области
Профессиональная
этика не является следствием неравенства
в степени моральности
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
В
данный момент в странах бывшего
Советского Союза, в том числе
и в Республике Молдова, выявляется
необходимость выработки нового
типа профессиональной морали, которая
отражает идеологию трудовой активности
на основе развития рыночных отношений.
Речь идет прежде всего о моральной
идеологии нового среднего класса,
составляющего подавляющее
В
современном обществе личностные качества
индивида начинаются с его деловой
характеристики, отношения к труду,
уровня профессиональной пригодности.
Все это определяет исключительную
актуальность вопросов, составляющих
содержание профессиональной этики. Подлинный
профессионализм опирается на такие
моральные нормы как долг, честность,
требовательность к себе и своим
коллегам, ответственность за результаты
своего труда.
§1.4. Виды
профессиональной этики
Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т.д. соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными
видами профессиональной этики являются:
врачебная этика, педагогическая этика,
этика ученого, актера, художника, предпринимателя,
инженера и т.д. Каждый вид профессиональной
этики определяется своеобразием профессиональной
деятельности, имеет свои специфические
требования в области морали. Так,
например, этика ученого предполагает
в первую очередь такие моральные
качества, как научную добросовестность,
личную честность, и конечно же патриотизм.
Судебная этика требует честности,
справедливости, откровенности, гуманизма
(даже к подсудимому при его
виновности), верности закону. Профессиональная
этика в условиях воинской службы
требует четкого выполнения служебного
долга, мужества, дисциплинированности,
преданности Родине.
Медицинская этика.
Своеобразие
медицинской этики заключается
в том, что в ней, все нормы,
принципы и оценки ориентированы
на здоровье человека, его улучшение
и сохранение. Свое выражение эти
нормы первоначально были закреплены
в Клятве Гиппократа, которая стала
отправной точкой для создания других
профессионально-моральных
Например,
возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская
ассоциация начала свою деятельность
с принятия "Женевской декларации"
- современного варианта Клятвы Гиппократа.
"Женевская декларация" не просто
подтвердила основополагающую роль
гуманистического идеала в медицине,
но и стала морально этической
гарантией независимости
Специфика медицинской этики в Советский период.
А.Я. Иванюшкин,
доцент, доктор философских наук, кандидат
медицинских наук пишет: "Этический
кодекс медицинской сестры России"
приобретает особую значимость в
контексте истории
В
несколько сглаженном виде такое
отношение к профессиональной этике
в нашем здравоохранении
Этика бизнеса и деловых отношений.
Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли на проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.
Одной
из первых этико-экономических концепций
была концепция Г. Форда. Он считал,
что счастье и благосостояние
добываются только честной работой
и что в этом заключается этический
здравый смысл. суть фордовской экономической
этики заключена в мысли о
том, что произведенный продукт
не просто реализованная "деловая
теория", а "нечто большее" -
теория, цель которой создать из
мира вещей источник радостей. Сила
и машина, деньги и имущество полезны
лишь постольку, поскольку они способствуют
жизненной свободе. Этико-экономические
установки Форда имеют
Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию . Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:
· он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
· исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать,
· верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество,
· признает
необходимость конкуренции, но понимает
и необходимость
· уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы,
· ценит образование. науку и технику,
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.
Для
Казахстана проблемы экономической
этики приобретают большое
Заключение
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Выделение
в системе нравственных отношений
подсистему «учитель - родители учащихся»
исходит из того, что семья является
бесспорно важнейшим источником
формирования нравственных позиций
ребёнка, закрепления его нравственно-