Проблемы морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Само уже многообразие имеющихся ответов (а, по сути, каждое осмысленное употребление слова «мораль» содержит в себе такой ответ) в значительной мере обусловлено неоднозначностью указанного вопроса. Уместно вспомнить в связи с этим слова Дж. Мура, которыми он начинает свои знаменитые «Принципы этики»: «Мне кажется, что в этике, как и во всех других областях философского исследования, трудности и разногласия, которыми полна их история, возникают в основном по одной, весьма простой причине, а именно: в силу того, что ученые пытаются ответить на вопросы, не уяснив окончательно, каковы те вопросы, которые они собираются решать». Разумеется, уяснение скрытого смысла философских дилемм уже на этапе их постановки и формулирования не может устранить концептуальных разногласий, но оно может способствовать снятию мнимых коллизий, когда философы отвечают фактически на разные (хотя и вербально идентичные) вопросы, в результате чего их ответы оказываются несоизмеримыми, а спор между ними – непродуктивны.

Содержание

Введение 3
§1. Мораль, ее функции и структура 4
§2. Соотношение понятий «мораль», «обычай», «право» 10
§3. Мораль и право 12
Заключение 15
Источники 16

Работа содержит 1 файл

проблема морали.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

 

      Введение

     Что такое мораль? Сам по себе указанный  вопрос может показаться совершенно тривиальным. Что здесь может  привлечь внимание теоретика морали? Главное, по-видимому, как ответить на этот вопрос: именно на этом поле и разворачиваются основные события этического поиска, именно здесь реализуется великое разнообразие подходов, мировоззрений, методологий, идеологических пристрастий и формируются альтернативные концепции. Но действительно ли вопрос «что такое мораль» настолько прост и прозрачен, что не нуждается в специальном анализе и уточнении?

     Само  уже многообразие имеющихся ответов (а, по сути, каждое осмысленное употребление слова «мораль» содержит в себе такой  ответ) в значительной мере обусловлено неоднозначностью указанного вопроса. Уместно вспомнить в связи с этим слова Дж. Мура, которыми он начинает свои знаменитые «Принципы этики»: «Мне кажется, что в этике, как и во всех других областях философского исследования, трудности и разногласия, которыми полна их история, возникают в основном по одной, весьма простой причине, а именно: в силу того, что ученые пытаются ответить на вопросы, не уяснив окончательно, каковы те вопросы, которые они собираются решать». Разумеется, уяснение скрытого смысла философских дилемм уже на этапе их постановки и формулирования не может устранить концептуальных разногласий, но оно может способствовать снятию мнимых коллизий, когда философы отвечают фактически на разные (хотя и вербально идентичные) вопросы, в результате чего их ответы оказываются несоизмеримыми, а спор между ними – непродуктивны. Это делает исследования в области определения морали как никогда актуальными, так как современный научный и мировоззренческий дискурс часто работает в проблемном поле морального релятивизма и субъективизма, отрицающих объективное существование моральных ценностей, а значит, и объективное содержание понятия «мораль».

     Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы определения морали в современном обществе.

      §1. Мораль, ее функции и структура

     Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения  человека, особой формой общественного  сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.[4]

     Мораль  – это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

     Особенностью  морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

     Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

     Всякий  поступок, поведение человека может  иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

     Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

     Мораль  зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

     Исследуя  вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую  и некоторые другие ее функции[1]. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

     Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

     Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

     Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность[4].

     Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение  и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

     Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

     Выступая  против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович  писал: "Нравственное сознание –  это взгляды, убеждения, идеи о добре  и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения"[1].

     Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

     Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали[5]. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

     Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято  называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

     В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

     Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

     Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

     В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

     В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

     Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

     Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

     Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так  и в позитивной (будь честен, помогай  ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

     Моральные принципы – одна из форм выражения  нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том  или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

     Если  моральная норма предписывает, какие  конкретно поступки должен совершать  человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип  дает человеку общее направление  деятельности.

     К числу моральных принципов относятся  такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Информация о работе Проблемы морали