Проблема меньшинства и его влияние на процесс делового общения.конформность.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:36, доклад

Описание работы

Социальное влияние имеет место в том случае, если повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей. Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

Работа содержит 1 файл

меньшинства.docx

— 28.54 Кб (Скачать)

Социально психологическое  влияние меньшинства  на большинство. 

Социальное влияние  имеет место в том случае, если повторный ответ человека на некую  проблему более сближается с ответом  другого человека, чем с собственным  первоначальным ответом, т. е. поведение  одного человека становится подобно  поведению других людей. Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи  каждому человеку с детства, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы.

Социальное влияние  имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный  ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого  человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой  социального влияния следует  различать конформность и внушаемость.

Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избегания конфликта с ней. 

Внушаемость — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или. 

Конформизм в общем  плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

1) выражение отсутствия  у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;

2) проявление одинаковости  в поведении, согласие с точкой  зрения , нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;

3) результат давления  групповых норм на индивида, в  результате чего он начинает  думать, действовать как остальные  члены группы. 

Конформизм повседневно  существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в  семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение  поведения.

Ситуационное поведение  индивида в условиях конкретного  группового давления называют конформное поведением. 

Степень конформности человека обусловлена и зависит:

1) от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

2)от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе - чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.

3) конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

4)степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. 

Исследования показали, что комфортность - явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует  о действительных переменах в  его восприятии. Различают два  варианта поведения индивида:

- рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный

- если он демонстрирует  изменения.

Конформное поведение  человека можно рассматривать как  негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователи Л.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения:

• внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида: 1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом;

2) приспособление  происходит без сколько-нибудь  ярко выраженного внутреннего  конфликта;

• внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:

1) бездумное принятие  неверного мнения группы по  принципу «большинство всегда  право»;

2) принятие мнения  группы посредством выработки  собственной логики объяснения  сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних  ситуациях позитивный фактор, а в  других - негативный. Следование некоторым  установленным стандартам поведения  важно, а иногда просто необходимо для  эффективных групповых действий. Другое дело, когда согласие с нормами  группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность - очень  важный психологический механизм поддержания  внутренней однородности и целостности  группы. Это объясняется тем, что  данный феномен служит поддержанию  группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Различают:

внутреннюю  личную конформность — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы;

Демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей), при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность). 

Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается. После 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду стереотипно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности наблюдается у сотрудников, вовлеченных в постоянную групповую деятельность, а у военных он выше, чем у инженеров. 

Влияют характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению. 

Влияет и размер группы. Ранее предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер. Когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга. Таким образом, на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.

Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы — ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению. 

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности. С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Положительное значение конформизма состоит в том, что  он выступает:

как механизм сплочения  человеческих групп, человеческого  общества;

механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.

Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное. Человек, как флюгер, следует  за групповым мнением, не имея собственных  взглядов, выступая марионеткой в  чужих руках, либо человек реализует  себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению психологов, многие советские люди были сформированы в направлении такого повышенного конформизма..

Сами по себе меньшинства  — как в деловых, так и в  социальных ситуациях — могут  быть разными:

меньшинство, чья  позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более  радикальной;

позиция меньшинства  противостоит позиции большинства.

Для того чтобы меньшинство  преобразовало мнение большинства, необходимо, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в  состав группы, а не отторгнуто, не изгнано  из нее; чтобы меньшинство имело  возможность достаточно открыто  высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний:

вначале у большинства  складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные»,

позже возникают  сомнения, которые адресуются самой  проблеме, самому стимулу. Может, существуют внешние объективные причины, которые  заставляют «их» говорить «не то»?

позже этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр  своих способностей адекватно определить правильный ответ.

Этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. В случае, если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе.

В западной социальной психологии предпринимались многочисленные попытки систематизации феноменов  социального влияния. Среди них  привлекает особое внимание предложенная С. Московичи и его соавторами ([9][10]) классификация модальностей указанного круга социально-психологических явлений. С. Московичи и С. Фоше выделяют три модальности социального явления: 1) нормализация, т.е. взаимный компромисс между членами группы (М. Шериф и др.); 2) конформизм, т.е. подчинение индивида социальному большинству (С. Аш и др.); 3) инновация, т.е. влияние меньшинства на большинство и тем самым изменение ранее зафиксированных в группе большинства социальных норм и правил (С. Московичи и др.).

Парадигма экспериментального исследования процесса нормализации включает в себя следующие требования: а) экспериментальная  задача не должна давать возможность  корректных формулировок ответов («аутокинетический эффект», отсутствие точки отсчета в восприятии светящейся точки); б) испытуемые дают большую серию ответов относительно передвижения светящейся точки; в) испытуемые обмениваются мнениями относительно объекта восприятия, что является единственным способом их общения; г) отсутствует специальное и преднамеренное социальное давление на испытуемого [10]

Парадигма экспериментального исследования конформизма отвечает следующим требованиям: а) экспериментальная  задача включает в себя возможность  формулировки корректных ответов; б) ответы группы и индивида резко отличаются; в) процесс коммуникации представлен как общение между группой (большинством) и индивидом (меньшинством); г) противоречия между группой и индивидом не манифестированы в качестве преднамеренных. Экспериментальная парадигма изучения инновации частично удовлетворяет тем же требованиям, что и изучение феномена конформизма, а различие заключается в том, что в экспериментах исследования инновации независимой переменной является последовательное, устойчивое и консистентное влияние девиантного меньшинства на большинство. Девиантное меньшинство противостоит, с одной стороны, нормам и правилам большинства, а с другой — тенденциям нормализации и конформизма, т.е. не идет на компромисс и не подвергает себя воздействию мнения большинства. Как отмечает С. Московичи [10], для инновации не является достаточным основанием факт существования большинства и меньшинства. Необходимо, чтобы меньшинство выработало твердое решение, явно выразило собственные интересы, было твердо уверенным в правоте своего решения и единодушно проводило свою линию поведения. Манерой своего поведения такого рода меньшинство способствует возникновению определенного напряжения и конфликта в группе. Влияние единодушного девиантного меньшинства заключается в модификации социального униформизма, оно часто носит латентный характер и имеет свои отдаленные последствия. 
 
 

Информация о работе Проблема меньшинства и его влияние на процесс делового общения.конформность.