Проблема формирования коллектива в молодежной студенческой среде.Пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

Введение.1. Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма1, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Содержание

1.Введение.
2.Молодежь как социально – психологическая группа.
3.Первичные социальные группы. Пути решения проблем в
формировании коллектива.
4.Заключение.

Работа содержит 1 файл

основы этики 1.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

                                                                                                  ВГКПТЭиП  

 

 

 

 

 

                       Реферат  по дисциплине                                                                          

                                              «Основы этики»                           

                                          на тему:                                                                                                               

                 Проблема формирования коллектива

                  в молодежной  студенческой среде.

                                    Пути ее решения.

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                      Волгоград 2008

 

                                                                Содержание.

       1.Введение.

     2.Молодежь как социально – психологическая группа.

     3.Первичные социальные группы. Пути решения проблем в

        формировании коллектива. 

4.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.1. Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма1, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Чтобы оказать помощь, молодежи нужны знания основных направлений развития молодежной культуры, психологических особенностей. Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно- экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия  государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. Общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане – образованнее, умнее, справедливее, профессиональнее, способнее как по личным качествам, так и по поведению.                            Молодежь – это социально -демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.                                                                                                                                                               2.  Молодёжь как социально-психологическая группа. Чтобы рассмотреть        проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

              Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ее жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально- психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентиры, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.

              В возрастной психологии молодость  характеризуется как период формирования  устойчивой системы ценностей,  становления самосознания и формирования  социального статуса личности.

            В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь- это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”2. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь- это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.                                                                                                                                                                                                  Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой. Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархичной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.                                                                           

    Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об  окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.                                                                        

 

   3.   Первичные социальные группы составляют непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации. Семья, компания друзей, однокурсников, единомышленников – эти группы(коллективы) сильно влияют на нравственное и духовное воспитание человека. Попадая в новую обстановку, личность в первую очередь стремиться идентифицировать свои интересы с интересами окружающих его людей, влиться в группу единомышленников. Начиная с момента возникновения группы (коллектива), обычно обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, настроений. Зачастую происходит столкновение появляющихся мнений, желаний, действий у части членов, которое завершается выработкой общих, компромиссных взглядов и подходов или возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом группы.                                                                                                                                     На следующем этапе выдвигаются лидеры – наиболее активные, с харизматическими3 признаками личности, активно собирающие  единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других.  Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители.  Если в группе есть официально назначенный руководитель, то между ним и лидером возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе.  Если же в сложившейся группе возникает несколько лидеров, то между ними обычно происходит психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером. Со временем положение в группе  (коллективе) относительно стабилизируется. Страсти на время утихают, психологические столкновения и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере в группе.  Возникшая относительная стабильность не бесконечна.  Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами.  Могут измениться окружающая группу среда, условия в обществе, требующие  определенных перемен в группе , которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не происходят , что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что загнанное на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы уступка во имя единства группы в начале ее существования – эта «червоточинка» живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивает настроение, сделавших уступку.  В длительно существующей группе появляются и новые члены, недовольные сложившимся положением дел и более радикально настроенные на перемены. Короче говоря, существуют причины, требующие постоянного слежения за ее психологией и подвижками в ней, а также адекватного руководства, главным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольства ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.  Группу людей, занимающуюся общественно и личностно значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально- психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально- психологической атмосферой, принято называть коллективом.

      Коллектив – это совокупность людей, объединенных для достижения каких- либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом.   Например, поступив в институт молодые люди вынуждены подчиняться установленным в данном учебном заведении нормам и правилам поведения.

       Социальную организацию  можно определить как стержень  рациональной системы взаимодействия  между индивидами, направленный  на достижение единой цели.  То, что не под силу одному, под силу коллективу. Поэтому, если взять любую сферу жизни, то увидим, что везде результат деятельности  коллектива более эффективен, чем отдельного индивида. Например, мотострелковая рота более эффективно отобьет атаку, нежели группа хороших, но не объединенных в единую организацию бойцов.  Можно приводить множество примеров организованных коллективов.  Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально- психологической микросфере.

     Непременное направление  работы – создание атмосферы  движения коллектива и его членов к цели. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как положительных , так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавливаемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оценок, показом способа улучшения жизни и деятельности коллектива, напоминанием того, что предстоит делать. Хороший эффект приносят вывешенные на видных местах наглядные таблицы, в которых отражены не только показатели коллектива в целом, но и по группам.  Такая практика порождает соревновательные, конкурентные отношения, побуждает прилагать больше старания и требовательности к себе.

     Объявление достигаемых  результатов, подведение итогов  за неделю и более длительные сроки  дает все основания для переживаний чувств и радости, если не всем коллективом, то хотя бы успешными членами. Необходимо всегда отмечать достижения каждого, положительные изменения, не скупиться на добрые слова. Подростка и коллектив обычно обижает не критика, а то, что товарищи, коллектив не замечают хорошего и особенно прилагаемых усилий и изменений к лучшему.

    Целесообразно проведение  внутриколлективных конкурсов и  состязаний, кружковая работа, совместное  проведение части времени досуга, посещение спектаклей, участие в  самодеятельности, благоустройстве  территории, коллективная разработка обычаев и норм поведения специально для своего коллектива. Такая организация жизни развивает предыдущее направление работы, разнообразит учебные будни, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями событий. Неформальная обстановка позволяет студентам  раскрыться иначе, увидеть друг друга обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство.

      Необходимое направление  работы – это постоянное наблюдение  за происходящим в коллективе и с его членами, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе могут возникать  споры, претензии, недовольства, не всегда полезные неформальные микрогруппы (например, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков»), отрицательные обычаи и традиции. Руководителю важно подметить все это на стадии зарождения, и принять своевременные тактичные, но эффективные  меры, не успокаиваться, не убедившись, что проблема решена. Один из зачинателей социально- психологического движения 60-х годов В.Н.Колбановский  считал, что коллектив с отрицательными традициями  практически невозможно исправить; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать новый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической  проблемой исправления ошибок в работе с молодежным коллективом, не нужно допускать педагогической запущенности.

 

 

 

 

 

 

 

4.  Все это значимо не только для отдельных молодежных коллективов, но и для всего молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего  призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем  социального прогресса.

     Современная концепция  высшего образования в России  исходит из того, что образованный  человек должен хорошо разбираться  в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным,  умелым, уважаемым, успешным в  жизни. Для этого ему необходимо  бережно относиться к самому  себе, правильно оценивать себя, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями, а не руководствуется обывательскими представлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Литература.

          

     1.  Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология:

Учебник/ Под ред. канд.фил. наук, доц. Д.Г. Лощакова. – 

М.: ИНФРА- М , 2002,- 304с.

2.  Крутецкий В.А., Лукин Н.С. «Психология  подростка» - М., 2002

3.«Социология молодежи» под ред. В.Т. Лисовского

    Изд- во СПбГУ , 2001г.

4. Социология молодежи В кн.: «Краткий  словарь по социологии»

     - М., 1999г. 

5. Столяренко А.М.

Информация о работе Проблема формирования коллектива в молодежной студенческой среде.Пути ее решения