Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:01, реферат
Введение.1. Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма1, апатии молодежь, так как система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
1.Введение.
2.Молодежь как социально – психологическая группа.
3.Первичные социальные группы. Пути решения проблем в
формировании коллектива.
4.Заключение.
Реферат по дисциплине
Проблема формирования коллектива
в молодежной студенческой среде.
Пути ее решения.
1.Введение.
2.Молодежь как социально – психологическая группа.
3.Первичные социальные группы. Пути решения проблем в
формировании коллектива.
4.Заключение.
Введение.1. Страна, в которой не заботятся о детях
и молодежи, не имеет будущего. И если в
ближайшее время не произойдет существенных
изменений, мы обречены на вымирание. В
кризисных условиях больше всего подвержена
крушению идеалов, обострению нигилизма1, апатии молодежь,
так как система ценностей подвижна, мировоззрение
не устоявшееся, что приводит к потере
нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь, молодежи нужны
знания основных направлений развития
молодежной культуры, психологических
особенностей. Российское общество переживает
сейчас сложный период перехода от одной
общественно- экономической системы к
другой. Надежды его граждан и усилия
государства направляются на всестороннее
совершенствование жизни в соответствии
с представлениями об обществе, отвечающем
уровню достижений человеческой цивилизации
и воплощающем в большей степени, чем прежде,
идеалы добра, справедливости, свободы,
защиты от беззакония и зла, обеспечивающем
людям равные возможности для самореализации
и достойной жизни. Этот процесс сложен,
противоречив, многообусловлен. Что бы
ни говорили пессимисты, но он зависит
от всех граждан России. Невозможно воплотить
идеалы в жизнь каждого человека без его
личного участия. Общество всегда таково,
каковы его граждане и их активность. Жизнь
в обществе может стать лучше, если станут
лучше его граждане – образованнее, умнее,
справедливее, профессиональнее, способнее
как по личным качествам, так и по поведению.
Молодежь – это социально -демографическая
группа, переживающая период становления
социальной зрелости, адаптации к миру
взрослых и будущие изменения. Молодежь
имеет подвижные границы своего возраста,
они зависят от социально-экономического
развития общества, уровня культуры, условий
жизни.
Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ее жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально- психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентиры, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.
В возрастной психологии
В отечественном
обществознании долгое время молодёжь
не рассматривалась как самостоятельная
социально-демографическая группа. Выделение
такой группы не укладывалось в существовавшие
представления о классовой структуре
общества, и противоречила официальной
идеологической доктрине о его социально-политическом
единстве. Одно из первых определений
понятия “молодёжь” было дано в 1968 г.
В.Т. Лисовским: “Молодёжь- это поколение
людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте
уже усвоивших, образовательные, профессиональные,
культурные и другие социальные функции;
в зависимости от конкретных исторических
условий возрастные критерии молодёжи
могут колебаться от 16 до 30 лет”2. Позднее более
полное определение было дано И.С. Коном:
“Молодёжь- это социально- демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных
тем и другим социально-психологических
свойств. Молодость как определённая фаза,
этап жизненного цикла биологически универсальна,
но её конкретные возрастные рамки, связанный
с ней социальный статус и социально- психологические
особенности имеют социально- историческую
природу и зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу
закономерностей социализации”.
Молодость - пора, когда каждый
должен сам определить свою судьбу, найти
единственно верный, ведущий к успеху
жизненный путь, который позволит максимально
реализовать свои способности и дарования.
Это период, сопряжённый с мучительно
трудным процессом самопознания, обретения
собственного “Я”. Человеку нужно определить
границы своих реальных возможностей,
понять, на что он способен, утвердить
себя в обществе. С другой стороны, в это
же время ему необходимо сформировать
максимально достоверное представление
об окружающем мире, систематизировать
ценностные ориентации, политические,
нравственные, эстетические воззрения.
Жизнь ставит молодого человека перед
необходимостью принятия ряда важнейших
решений в условиях дефицита жизненного
опыта. Выбор профессии, выбор спутника
жизни, выбор друзей - вот далеко не полный
перечень проблем, то или иное решение
которых в значительной степени формирует
образ последующей жизни.
3. Первичные социальные группы
составляют непосредственное окружение
индивида и являются субъектами первичной
социализации. Семья, компания друзей,
однокурсников, единомышленников – эти
группы(коллективы) сильно влияют на нравственное
и духовное воспитание человека. Попадая
в новую обстановку, личность в первую
очередь стремиться идентифицировать
свои интересы с интересами окружающих
его людей, влиться в группу единомышленников.
Начиная с момента возникновения группы
(коллектива), обычно обнаруживаются признаки
взаимоотношений, мнений, настроений.
Зачастую происходит столкновение появляющихся
мнений, желаний, действий у части членов,
которое завершается выработкой общих,
компромиссных взглядов и подходов или
возникновением конфликтов и противоборств,
даже расколом группы.
Коллектив – это совокупность людей, объединенных для достижения каких- либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом. Например, поступив в институт молодые люди вынуждены подчиняться установленным в данном учебном заведении нормам и правилам поведения.
Социальную организацию
можно определить как стержень
рациональной системы
Непременное направление работы – создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как положительных , так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавливаемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оценок, показом способа улучшения жизни и деятельности коллектива, напоминанием того, что предстоит делать. Хороший эффект приносят вывешенные на видных местах наглядные таблицы, в которых отражены не только показатели коллектива в целом, но и по группам. Такая практика порождает соревновательные, конкурентные отношения, побуждает прилагать больше старания и требовательности к себе.
Объявление достигаемых
результатов, подведение
Целесообразно проведение
внутриколлективных конкурсов
Необходимое направление
работы – это постоянное
4. Все это значимо не только для отдельных молодежных коллективов, но и для всего молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.
Современная концепция
высшего образования в России
исходит из того, что образованный
человек должен хорошо
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология:
Учебник/ Под ред. канд.фил. наук, доц. Д.Г. Лощакова. –
М.: ИНФРА- М , 2002,- 304с.
2. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. «Психология подростка» - М., 2002
3.«Социология молодежи» под ред. В.Т. Лисовского
Изд- во СПбГУ , 2001г.
4. Социология молодежи В кн.: «Краткий словарь по социологии»
- М., 1999г.
5. Столяренко А.М.
Информация о работе Проблема формирования коллектива в молодежной студенческой среде.Пути ее решения